История в таблицах

 

История отечественного государства и права
Форма
государственной
власти
Основные
правовые
документы
Основные
представители
политико-
правовой мысли
Великий князь
Удельные князья- съезды.
Совет бояр и духовенства.
Княжеская дружина.
Боярская дума, Вече, Воеводы
“Русская правда” 1015 г.
Правосудие митрополичье
( конец 13-нач.14 века.) Договоры города с князьями,
судебная практика,
иностранное законодательство.
Ереси:
стригольники
(против продажи
церковных должностей,
главное - нравственность,
а не таинства и обряды)
Антитринитарии
(против догмата
троичности, икон. Утверждали
веротерпимость)
Новгородская Псковская,
Двинская,
Белоозерская республики.
Вече
(собрание полноправных
жителей мужского пола
- экономические,
политические,
военные, судебные,
административные дела.
Избрание князя)
“Псковская судная грамота”.
1467 год:
Преступление
против государства,
против судебных органов,
имущественные,
против личности.
Указы.
Исихазм
за подчинение светской
власти церкви,
обоснование святости
русской земли -
в борьбе с монголо-татарами,
в период кризиса Византии)
Сергий Радонежский.
Вечевая администрация-
вечевые дьяки, вечевая изба.
Боярский совет.
( подготовка законопроектов,
созыв вече, подготовка
повестки дня.).
Право Золотой Орды
(обычное право
монгольский племен,
нормы шариата, грамоты,
ярлыки,” сокровенное сказание”) -
наказание либо
смертная казнь, либо
членовредительство.
Нестяжатели.
Нил Сорский.
(только внутренний мир,
только его нравственное
совершенствование,
только его
собственный труд
и непрерывная мольба
– есть достойная жизнь.
Терпение к вольнодумцам)
посадник
тысяцкий
архиепископ
князь
Великое княжество
Литовское.
Русская правда,
литовское, польское,
римское и немецкое
законодательство.
Общеземский
привилей 1447,
Судебник 1468 года.
Иосиф Волоцкий.
Попытка сближения
религиозной доктрины
с мирскими и
историческими задачами
централизации власти.
Власть Московского
государя от бога,
он выше церкви.

 

История государства и права средневековой Европы
(4-15 вв.)
Конец IV—VII в. -«Великое
переселение народов» —
массовые передвижения
варварских племен.
IV в. — Распространение
христианства у готов.
Готский союз племен.
  339/40-397 -
Амвросий Медиоланский,
епископ, писатель,
гимнограф.
340/50—419/20 -Иероним,
церковный писатель,
автор латинского
перевода Библии (Вульгаты)
375 — Вторжение гуннов в Европу,
разгром ими готского
племенного союза.
  354-430 —
Аврелий Августин,
писатель и теолог.
378 — Битва при Адрианополе.
Разгром вестготами
Римской империи.
  IV в. — Перевод
на латинский язык
романа Псевдо-Каллисфена
«История
Александра Великого».
395 — Разделение Римской
империи на Западную и
Восточную.
408-447 - Восстание багаудов
в Галлии.
431 — Осуждение на
III Вселенском соборе
этико-богословского учения
Пелагия как еретического.
Конец IV — начало V в.
— Амвросий Феодосии
Макробий,
философ-неоплатоник

 

Обществознание: социальные теории П. Сорокина, О. Шпенглера

Концепция культурной и социальной динамики Питирима Сорокина

Культуру П. Сорокин трактует как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением.«Культурная интеграция» - та ось, вокруг которой концентрируются все основные свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими, почему они существуют и функционируют именно так, а не иначе;внутренний аспект культуры относится к сфере внутреннего опыта, существующего в виде либо хаоса бессвязных образов, ощущений, эмоций, либо в виде упорядоченных систем мышления, состоящих из элементов внутреннего опыта - это сфера разума, ценности, смысла - «ментальность культуры» или «культурная ментальность»; внешний аспект культуры состоит из объектов чувственного восприятия: предметов, событий, процессов, в которых облекается внутренний опыт. Они являются проявлением ее внутренней стороны.


 
 
 
 
Теория социальной и культурной динамики Питирима Сорокина
Реальность: Черты идеациональной культуры Черты чувственной культуры:
природа реальности понимается как невоспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие; считает реальностью только то, что дано органами чувств, она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее; она мыслится как становление, процесс, изменение, течение, прогресс, преобразование;
природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены – цели и потребности в основном духовные; потребности и стремления в основном физические;
степень, в какой эти цели и потребности удовлетворяются – степень их удовлетворения максимальная и на высочайшем уровне; все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.
способ их удовлетворения – способ их удовлетворения или реализации, добровольная минимизация большинства физических потребностей, в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. На базе этого пункта можно выделить аскетический и активный идеационализм. способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. На основе способа реализации можно выделить три типа:
1. активная чувственная культурная ментальность – активное «эпикурейство»;
2. пассивная чувственная ментальность – пассивное «эпикурейство»;
3. циничная чувственная ментальность – циничное «эпикурейство».
Понимание ценностей в культуре: Черты идеациональной культуры: Черты чувственной культуры:
моральные ценности ассоциируются с ценностями абсолютными, вечными и нетленными. Идеациональная система морали отмечена безразличием к внешнему эмпирическому миру, его материальным ценностям – «царство мое не от мире сего»; выбирает и предпочитает чувственные, эмпирические, материальные ценности: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм. Трансцендентные или сверхчувственные ценности игнорируются и высмеиваются, или упоминаются для укрепления собственных принципов;
эстетические ценности – стиль в искусстве – символический, физические образцы – лишь видимые знаки невидимого мира и внутренних ценностей; искусство должно быть по форме чувственным, «натуралистическим», воспроизведение объектов в форме, которая наилучшим образом имитирует ту, в какой они являются нашим органам чувств;
темы, задачи и цели искусства – служение религии, абсолютистской этике, вечным ценностям; чувственное искусство имеет дело с такими материями, которые способствуют увеличению чувственного счастья человека;
социальные и практические ценности – или безразличие ко всем преходящим и иллюзорным ценностям, или враждебность по отношению к ним как причинам нарушения внутренней гармонии и гибели души. одобрение всего, что увеличивает общую сумму чувственных наслаждений; все, что приводит к контролю человека над природой и другими людьми, служащему средством удовлетворения постоянно растущих потребностей. Денежная стоимость становится средством измерения научных, художественных, моральных и других ценностей.

 

 

История политических и правовых учений
Теория Освальда Шпенглера: "Закат Европы"

Этапы становления современного человека, которые называет О. Шпенглер - эта аполлоновская и фаустовская душа и эти этапы совпадают с хронологией у Э. Фромма, сменяют друг друга тоже в эпоху высокого Возрождения. Так, в основе античной культуры лежит аполлоновская душа, в основе арабской - магическая душа, в основе западной - фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с победой рационалистической концепцией мира. Такое деление культуры на аполлоновскую душу и фаустовскую мы встречаем также и у А. Лосева.

Схематично это можно представить следующим образом:

 
Этапы становления современного человека по О. Шпенглеру
Аполлоновская душа Фаустовская душа:
1 интуиция заполненного завершив-
шего  в себе, конечного тела.
чистое беспредельное пространство.
2 изваяние нагого тела искусство фуги
3 механическая статика, чувственные
культы Олимпийских богов.
динамика Галилея
4 политически разделенные греческие города великие династии
5 рок Эдипа и символ Фаллуса (телесная
жизнь). Лаокоон- символ физического страдания. Тело.
судьба Лира и образ Мадонны. Лир- душевные страдания. Душа.
6 живопись, ограничивающая отдель-
ные тела резкими линиями и
 контурами.
при помощи света и тени . творит пространство.
7 чужда идея внутреннего развития.
Чужда рефлексия существования.
созерцательность, самопознание
8 толпа рабов. динамо-машина.
9 стереометрия (число-тело), плоскость - только положительные и целые числа. Привязанность к телу, страх выйти из
него, за пределы города, страх аллеями, астрономией, морями, которые исследовали египтяне.
анализ (число- отношение), появление неантичного значения точки (перенос в трансцендентальный мир.)
10 жизнь малым, обозримым. Отсутст-
вие чувства ландшафта, горизонта.
появление живописного изображения пейзажа, перспективы.
11 время- нет автобиографии, нет прош-лого и будущего, нет династий (нет археоло-гии и астрологии). Нет летоисчисления. Строение из глины,
не на века.
история создается волей человека, судьба творится человеком.
12 драма положений и ситуаций,
трагедия момента.
драма и развитие характеров.
13 лишенные чувства времени, дали, бесконечного, греки лишены и
чувства заднего плана, потустороннего.
 Смысл жизни - ряд случайностей.
календарь.
14 статуя обнаженного тела- экстракт близкого, беспространственного, исчерпываемого. Музыка – как аккомпанемент, не полифонична. портрет - человек как центр мира, понимание его исторически, биографически. Психологический анализ.
15 Одиссей, Антигона - люди ставшие. Гамлет, Фауст - в процессе становления.
16 Пифагор в 54 г. - число как измери-
мая величина
-
17 стремление подчинить себе смысл обозримого предела Декарт, Паскаль, Ферма, Дезарг - бесконечность, число как отношение
1ё8 родина - что можно обозреть с
 высоты кремля родного города.
Все остальное враждебное (причина жестокости в разрушении городов)
-
19 математика - дух служит глазу дух побеждает глаз. Внутреннее зрение.