См. страницу в блоге: 

"Патриотическое воспитание на уроках истории"

 

 

Формирование понятия Родина на уроках и классных часах from Надежда Бурыкина

  1.  61 Православная концепция мира и человека – переход к антропологической модели третьего тысячелетия.doc (97,5 kB)

Рабочая тетрадь "Основы православной культуры"

В данном пособии приведены тексты, иллюстрации, литературные произведения, которые своим содержанием раскрывают многие этические и нравственные вопросы. Пособие построено в логике системно-деятельностного подхода и направлено на получение личностных и метапредметных результатов обученности. В пособии есть задания, основанные на диалоге культур, что соответствует современному федеральному государственному образовательному стандарту.
 
Пособие предназначено также для учителей истории, которые в пособии найдут материал для уроков по теме культуры разных народов мира, также для учителей, классных руководителей для проведения внеклассной воспитательной работы и воспитания религиозной терпимости. Рабочие тетради к учебникам по "Основам религиозных культур и светской этики", Издательства "Просвещение":
 
 

Рабочая тетрадь к учебнику издательства Просвещения

 

 

Учебное пособие:

Основы правослвной культуры

 

 

 

 

Оглавление
 
Что изучает предмет «Основы православной культуры»
§ 1. Россия – наша Родина
§ 2. Крещение Руси – важнейшее культурное событие в истории России
§ 3. Икона, фреска, мозаика в православной культуре
§ 4. Иконописные школы на Руси
§ 5. Житийная икона в православной культуре
§ 6. Иконостас и его роль в церкви
§ 7. Православная скульптура
§ 8. Образы Богоматери в православном искусстве. Введение во храм
§ 9. Образ Богоматери в православном искусстве. Мадонна с младенцем
§ 10. Образ Христа в изобразительном искусстве
§ 11. Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа, отраженные в православной иконописи
§ 12. Храм. Типы  и виды православных храмов
§ 13. Монастырь в православной культуре
§ 14. Деятельность монастырей. Благотворительность
§ 15. Кирилл и Мефодий. Создание славянской письменности
§ 16. Православная книга. Первопечатник Иван Федоров
§ 17. Школа и образование в православной культуре
§ 18. Православные философы и ученые
§ 19. Образы православных святых в искусстве
§ 20. Блаженные и юродивые на Руси,  их образы в искусстве
§ 21. Православная живопись русских художников 19 века
§ 22. Православная живопись русских художников 20 века
§ 23. Музыка в православной культуре
§ 24. Православная семья. Изображение Благовещения в искусстве
§ 25. Православная семья. Домострой
§ 26. Православная семья. Притча о блудном сыне
§ 27. Православный календарь
§ 28. Православные праздники. Покров
§ 29. Православные праздники. Сретение Господне
§ 30. Любовь и уважение к Отечеству
Словарь

Урок 18  Православные философы и ученые

 
Пример текста урока:
Вы узнаете:
1. Как развитие образования на Руси способствовало развитию философии и науки.
2. Имена ученых и философов России.
Развитие образования на Руси, появления рукописных, затем печатных книг, развитие библиотечного дела не могло не привести к развитию науки и появлению выдающихся писателей, философов и ученых. Одним из таких выдающихся писателей и мыслителей был Иларион. Из сочинений Илариона до нас дошло «Слово о законе и благодати». Иларион, благодаря своему образованию и подвижнической жизни, стал очень известен. Его уважал великий князь, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Епифаний Премудрый - православный святой, составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, жил в конце 14-начале 15 века. Сведений о нём мало. В молодости жил в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Там он изучил греческий язык и хорошо усвоил библейские тексты. Вероятно, в 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» знаменитого Сергия Радонежского. Он переписывал рукописные книги. Стефан Пермский был епископом Русской православной церкви и проповедовал христианство в землях коми. Он создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
Даниил Заточник:
«Моление»: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облака глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая». 1. О чем говорит Даниил Заточник?
2. Чем важен человек, по мнению Даниила Заточника?
Величайший русский ученый Михаил Ломоносов был убежден, что, чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Он был первым русским учёным-естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком и физиком. Михаил Ломоносов изучал свет и электричество, заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк – вот то немногое, что можно сказать о Ломоносове. Павел Александрович Флоренский был русским православным священником, богословом, религиозным философом, учёным, поэтом. П.А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, занимался физикой и математикой, работал в области техники и материаловедения. Другое направление его деятельности — искусствоведение и музейная работа. Павел Флоренский работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, написал ряд работ по древнерусскому искусству.
Дополнительное чтение
1. В чем Иларион видит благодать?
2. Что для него истина?
«Слово о законе и благодати митрополита Илариона»
«О законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, которым мы были крещены; и молитва к богу от всей земли нашей «Прежде был дан закон, а потом - благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная - да разумеет читающий»! Вопросы и задания
1. Как соединяется вера в Бога и занятие наукой?
2. Почему верующие люди на Руси проявляли большой интерес к науке, к философии?