Использование произведения Н. Макиавелли "Государь" при изучении средневекового государства В Европе

13.12.2018

При изучении средневекового государства В Европе (история, 10 класс) я использовала произведение Никколо Макиавелли "Государь" (Перевод: Муравьевой Г. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: "Художественная литература",1982).

Данная работа проходила в несколько этапов:

I этап. Чтение и конспектирование текста

При изучении темы "Политика" на уроках обществознания мы прочитали труд Н. Макиавелли и обсудили его основные идеи на семинаре (имя и его произведение анализируется в учебнике обществознания). Основные идеи, которые мы у него взяли:

  • "Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными -- если род государя правил долгое время, либо новыми;
  • Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью;

  • есть еще два способа сделаться государем: когда частный человек достигает верховной власти путем преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан;

  • Примеры разного образа правления являют в наше время турецкий султан и французский король. Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие в государстве -- его слуги. Король Франции напротив, окружен многочисленной родовой знатью, привязанной и любимой своими подданными и, сверх того, наделенной привилегиями, на которые король не может безнаказанно посягнуть;
  • монархию султана трудно завоевать. Державой султана нелегко овладеть потому, что завоеватель не может рассчитывать на то, что его призовет какой-либо местный властитель, или на то, что мятеж среди приближенных султана облегчит ему захват власти. Как сказано выше, приближенные султана -- его рабы, и так как они всем обязаны его милостям, то подкупить их труднее, но и от подкупленных от них было бы мало толку, ибо по указанной причине они не могут увлечь за собой народ, но по завоевании легко удержать. Государство как Франция проще завоевать. В государствах, подобных Франции, нетрудно проникнуть, вступив в сговор с кем-нибудь из баронов, среди которых всегда найдутся недовольные и охотники до перемен. По указанным причинам они могут открыть завоевателю доступ в страну и облегчить победу. Францию удержать куда сложнее. Удержать такую страну трудно, ибо опасность угрожает как со стороны тех, кто тебе помог, так и со стороны тех, кого ты покорил силой. И тут уж недостаточно искоренить род государя, ибо всегда останутся бароны, готовые возглавить новую смуту; а так как ни удовлетворить их притязания, ни истребить их самих ты не сможешь, то они при первой же возможности лишат тебя власти;
  • государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица;
  • кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы, распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь изощряться в великолепных затеях, но, поступая таким образом, ты истощишь казну, после чего, не желая расставаться со славой щедрого правителя, вынужден будешь сверх меры обременить народ податями и прибегнуть к неблаговидным способам изыскания денег. Всем этим ты постепенно возбудишь ненависть подданных, а со временем, когда обеднеешь,-- то и презрение. И после того как многих разоришь своей щедростью и немногих облагодетельствуешь, первое же затруднение обернется для тебя бедствием, первая же опасность -- крушением. Но если ты вовремя одумаешься и захочешь поправить дело, тебя тотчас же обвинят в скупости;
  • каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием. государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой власти угрожает множество опасностей;"
  • история используется правителем для оправдания своей власти.

После обсуждения работы Н. Макиавелли с политологической точки зрения (1 четверть), мы (во второй четверти) рассматриваем эту работу на уроках истории.

II этап. "Из положений текста - к историческим событиям"

На уроке истории дается задание: "Выписать в таблицу факты, исторические события, которые подтверждают теоретические выводы Н. Макиавелли".

Исторические факты выписываются из учебника 10 класса по периоду средневековой всеобщей истории и истории России. Всеобщую историю ученики выписали в основном из труда Н. Макиавелли "Государь", из истории России события правления Ивана III и Василия III, так как в это время именно его правление мы изучали.

Переходим у следующему этапу работы с текстом.

III этап. Анализ исторических событий, используя положения работы Н. Макиавелли

Изучая историю России 16 века - время правления Ивана Грозного, мы анализирум политику опричнины по теории Н. Макиавелли:

Типы государственного управления по теории Н. Макиавелли

Феодальное сословие в России в 16 веке

Политика опричнины Ивана IV


Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие в государстве -- его слуги.

Дворяне, владеющие поместьем на время службы, зависели от власти, поэтому были лично преданными царю (турецкий вариант)

Опричники: тысяча избранных дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины;


Король Франции окружен многочисленной родовой знатью, привязанной и любимой своими подданными и, сверх того, наделенной привилегиями, на которые король не может безнаказанно посягнуть;

Бояре, владеющие вотчиной - частной собственностью на землю. Это частная собственность (заслуженная, родовая или купленная), она делала бояр независимыми (французский вариант) .

Прежние помещики и вотчинники были переведены из опричных волостей в земщину. Разрушался принцип неприкосновенности частной собственности («Великая хартия вольностей» 1215 годя запрещается отбирать собственность иначе, чем по решению суда).


Вывод:

  • раскол сословия, которое во Франции (и во всей Европе) ограничивало власть правителя, в России было ослаблено и не могло ограничивать правителя;
  • Разрушение института частной собственности:
  • Окружение царя лично преданными людьми (слуги государевы);
  • Внесудебные расправы;
  • Дальнейшая политика царей будет направлена на ограничение власти и привилегий бояр и усиление власти царя, расширение прав и привилегий дворян.


IV этап. Чтение русских средневековых мыслителей и составление сравнительной таблицы идей средневековых мыслителей России и Европы (Н. Макиавелли) о власти и государстве

Сравнение идей Н. Макиавелли и русской средневековой политической мысли помогает показать Русь-Россию и особенности её культуры, ментальности, на чём воспитывается патриотизм.

В XI веке «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода: закона и благодати, первый подготовительный, второй - эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым - великое будущее.

Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского.

«Поучение» Владимира Мономаха.

Наиболее богатой и близкой западноевропейскому Возрождению была социально-политическая мысль Московской Руси. В русле аристотелевского учения о государстве работали Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм. Эти мыслители создали специфическую терминологию, включавшую такие политические категории как «правда», «гроза», «милость» и выступили идеологами монархии переходного от сословно-представительского к абсолютистскому типа.

Ермолай-Еразм даже разрабатывал проекты конкретных реформ, порою очень наивные.

Особняком стоит фигура дипломата и еретика Федора Курицына (конец XV века), автора «Сказания о Дракуле» - аллегорического трактата о власти истинного абсолютного монарха в духе макиавеллизма.

Однако на историю русской мысли больше повлияли послания старца Филофея, в которых получила оригинальное развитие древняя мистическая концепция «блуждающего царства». Филофей - автор идеи «Москва - третий Рим» (1520-е годы). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва - третий и последний Рим, который станет последним приютом верующих перед и во время пришествия антихриста. Отсюда следует мессианская роль Москвы, вовсе, однако, не обещающая ей никаких выгод или политических успехов