Монографии, учебные пособия, хрестоматии для гуманитарного образования
 

Мои публикации

(по годам)

 

Публикации 1996-2003 гг. (кликните для показа/скрытия)
1 Гуманитарный подход к историческому процессу. Материалы научно-практической конференции «Наука сегодня: проблемы и перспективы». Южно-Сахалинск: Издательство ЮСГПИ, 1996. – 3 с.
2. Особенности русского пути, или истоки русского тоталитаризма. Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 1999. – 4 с.
3. Гуманизация преподавания гуманитарных предметов. Материалы научно-практической конференции. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 1999. – 3 с.
4. Исторические дисциплины как гуманитарные технологии в современном образовании. //Сахалинское образование-XXI век. – 2001. – № 2. – С. 9-11.
5. Историко-правовые дисциплины в системе современного юридического образования. VI Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: ЮСИЭПиИ, 2001. – С. 8-12.
6. История России: рабочая программа. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2002.- 115 с.
7. К истории вопроса формирования Российского государства и права. VII Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2002. – С.34-38.
8. К вопросу становления и развития средневекового города-государства (в сравнении с Русью). VIII Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2003. – С. 45-49.
9. К вопросу истории развития системы русской государственности и права под влиянием права Золотой орды. // Сахалинское образование-XXI век. – 2003. – № 1. – С. 39-43.
Публикации 2004-2006 гг. (кликните для показа/скрытия)
10. История как культура и созидание личности (современные проблемы). Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2004. – 40 с.
11. Роль исторических дисциплин в социализации личности. //Сахалинское образование-XXI век. – 2004. – № 1. – С. 7-10.
12. Концептуальный статус истории в философско-культурологических исследованиях //Сахалинское образование-XXI век. – 2004. – № 3. – C. 11-16.
13. Текст как язык истории и культуры (герменевтический дискурс). // Сахалинское образование-XXI век. – 2004. –№ 4. – С. 60-64.
14. Проблема человека и самосознание европейской культуры в контексте исторических эпох. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2004. – 40 с.
15. История как духовная действительность общества. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2004. – 40 с.
16. Актуальные проблемы земельного права в России: историко-правовой аспект. /IX Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2004. – 3 с.
17. Исторические дисциплины в юридическом образовании в период реформы высшей школы. X Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2005. – 4 с.
18. История как культура. //Сахалинское образование-XXI век. – 2005. – № 1. – 12 с.
Малое предпринимательство и средний класс как основа демократического развития государства: Международная научно-практическая конференция. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. – Южно-Сахалинск, 2005. – 3 с.
19. Особенности становления среднего класса в России (в концепции исторического сознания). XI Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2006. С. 14-18.
20. Исторический процесс: концепции периодизации истории. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. // Сахалинское образование-ХХI век. – 2006. – № 4. – С. 3-9.
21. Культурно-антропологические основания исторического сознания личности (в контексте диалогического подхода). /Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2006. – 31 с.
22. История государства и права России. Часть I. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2006.-160 с.
23. История государства и права России: Учебно-методическое пособие в 2 частях. Ч. 1. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2006. – 132 с.
24. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие в 2 частях ч. 1. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2006. – 171 с.
25. История как гуманитарная технология в изменении массового сознания //Научное обозрение. – М.: Наука, 2006. № 6. С. 196-202.
Публикации 2007-2008 гг. (кликните для показа/скрытия)
26. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие в 2 частях. ч.2. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2007. 108 с.
27. Условия формирования гражданского общества в России. XII Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2007. 9 с.
28. Урок истории как территория встречи поколений. //Сахалинское образование-ХХI век. – 2007. – № 1. С. 6-12.
29. Формирование исторического сознания как основа изменения массового сознания: Научно-практическая конференция: Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2007. С. 29-36.
30 Культурно-антропологические основания формирования исторического сознания как технологии изменения массового сознания. [Электронный ресурс] //Общество. Знание. Наука. ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет». – 2007. – № 1 – 12 с. – Режим доступа: https://journal.sakhgu.ru (инд. № 0420700017/0001.)
31. Формирование исторического сознания личности в переходную эпоху (в системе диалога культур) Международная научно-практическая конференция . Хабаровск, Россия – г. Фуань, Китай. – 2008. C. 144-151.
32. Задачи исторических дисциплин в переходную эпоху. Международная научно-практическая конференция: Школа, государство и общество. Пенза: Приволжский Дом знаний, июнь 2008. – С. 157-160.
33. Характеристика переходной эпохи как рефлексии исторического процесса. II Международная научно-практическая конференция. Пенза: Приволжский Дом знаний, ноябрь 2008. – С. 134-136.
34. Идеи Микеланджело как движущая сила смены системы устоявшихся ценностей и исторической эпохи. [Электронный ресурс] //ГЛОБЭКСИ. Мир культуры. – 2008. – № 5. – 17 с. – Режим доступа: https://www.globecsi.ru /Program. htm#let_sec2.
35. Переходная эпоха как эпоха смены ценностных ориентаций [Электронный ресурс] //Культура и общество. Интернет-журнал МГУКИ. – секция Философия культуры. – 2008. № 5. 17 с. Режим доступа: https://www.e-culture.ru /Speakers.htm.
36. Понятие «переходная эпоха» и характеристика переходности как рефлексии исторического процесса (на примере эпохи Возрождения). [Электронный ресурс] //Культура и общество. Интернет-журнал МГУКИ. – секция Философия культуры. – 2008. – № 8. – 16 с. – Режим доступа: https://www.e-culture.ru/Speakers.htm.
37. Идеи Микеланджело как движущая сила смены эпохи. [Электронный ресурс] //Аналитика культурологии. Раздел 1. Теоретическая культурология. – 2008. – № 3(12). – 16 с. – Режим доступа: https://www.analiculturolog.ru/
38. История как духовный опыт человечества и ее преподавание в переходный период. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 274-282.
39. Иконология как научный метод историка. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2008. – № 3. С. 2-4.
40. Влияние идей Реформации на становление Нового времени: Научно-практическая городская конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2008. – C. 7-8.
41. Понятие «переходная эпоха» и характеристика переходности как рефлексии исторического процесса (на примере эпохи Возрождения) // Научное обозрение. М.: Наука. – 2008. – № 6. – С. 69-77.
42. Римское право. Практикум. В 2-х частях. Часть I. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2008. – 108 с.
43. Римское право. Практикум. В 2-х частях. Часть II. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2008. – 108 с.
44. История уголовного права России: учебно-методическое пособие в 2 частях ч. 1. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2008. – 126 с.
Публикации 2009-2010 гг. (кликните для показа/скрытия)
45. Мировая художественная культура: Возрождение как переходная эпоха и рефлексия исторического процесса. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2009. 300 c.
46. Современная эпоха как переходная и характеристика переходности как рефлексии исторического процесса Международная научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2009. – С. 33-38.
47. Онтодиалог или диалог религий. III Международная научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2009. – C. 45-48.
48. Современная эпоха как переходная и характеристика переходности как рефлексии исторического процесса XIV Научно-практическая городская конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ЮСИЭПИ, 2009. – C. 7-11.
49. Диалог религий как основа формирования толерантности в молодежной среде. Областная практическая конференция. Южно-Сахалинск: СахГу, 2009. С. 33-34.
50. Православная концепция мира и личности в контексте проблем современной России. Материалы научно-практической конференции. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2009. С. 105-109.
51. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности. М.: «Спутник+», 2009. 188 с.
52. Понятие «переходная эпоха» как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте. М.: «Спутник+», 2009. – 328 с.
53. Историческое сознание и социализация личности
54. Роль исторического сознания в социализации личности в переходную эпоху. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – СПб.: 2009. № 93. С. 147-154.
55. Формирование исторического сознания как возможность личностного становления индивида в переходный период. //Философские науки. М.: Вестник МГОУ, 2009. № 4. С. 55-61.
56. Переходная эпоха и рефлексия исторического процесса. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2009. - № 118. - С.109-118.
57. Переходная эпоха и рефлексия исторического процесса в философско–культурологическом аспекте. // Вестник ВолГУ. Серия 7 "Философия. Социология и социальные технологии". - 2009. - 2(10). - С. 38-46.
58. Понятие «переходная эпоха» как рефлексия исторического процесса. //Вестник БГУ, 2009. № 14. С. 52-58.
59. Историческое сознание как основа становления гражданской зрелости личности Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная формированию гражданственности и сохранению исторической памяти народа в свете 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. М.: АПКиППРО, 2010. С. 107-111.
60. Православная концепция мира и человека – переход к антропологической модели третьего тысячелетия. //Философские науки. М.: Вестник МГОУ, 2010. - № 1. – С. 42-49.
61. Формирование понятия «рефлексия» в социальной философии. //Вестник БГУ, 2010. - № 14а. – С. 3-9.
62. Переходная эпоха как рефлексивная культура. // Social science. Общественные науки. М.: Издательство «МИИ Наука», 2010. № 2. С. 124-133.
63. Православная концепция мира и человека. I Кирилло-Мефодиевские чтения Южно-Сахалинск: СахГу, 2010. С. 105-109.
64. Мировая художественная культура (Эпоха Возрождения) Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2010. 136 с.
65. Периодизация исторического процесса в социокультурном аспекте учебное пособие. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2010. 164 с.
66. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: Учебно-методическое пособие. (Рекомендовано ЭС и УС ИРОСО) [Текст] / Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2010. С. 9-57.
Публикации 2011-2012 гг. (кликните для показа/скрытия)
67. История в датах, событиях, тенденциях уч. пособие.pdf (таблицы) Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2011. 222 с.
68. Метапредмет как современная педагогическая технология. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2011. № 4. С. 6-10.
69. Переходная эпоха в историческом процессе: роль личности в истории. Международная научная конференция: Историческая память: люди и эпохи. /Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Научно-образовательный центр по истории, 2010. С. 35-38.
70. Концепция «святой Руси» и ее место в посмодернистском мире. Материалы международной научно-практической конференции. Южно-Сахалинск: Печатный центр, 2011. С. 53-55.
71. Вопросы антикррупционного образования на уроках истории. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск: Издательство СахГу, 2011. – С. 309-911.
72. Исторический процесс как процесс формирования антропогенеза. Материалы международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 20-23.
73. Личность с индивидуализированным сознанием. Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2012. С. 29-32.
74. Личность с индивидуализированным сознанием как основное требование и условие реализации ФГОС НОО. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2012. № 1 С. 6-10.
75. Основные направления деятельности ИРОСО в сфере реализации государственной политики в области образования. Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2012. С. 86-89.
Роль духовности в жизни человека и общества на разных этапах истории. III 76. Кирилло-Мефодиевские чтения Южно-Сахалинск: СахГу, 2012. С. 23-26.
76. Историческое сознание личности как основа преподавания истории в логике нового ФГОС. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2012. – № 2. С. 10-14.
77. Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ в школе //Сахалинское Образование-ХХI Век. 2012. № 4. С. 13-17.
78. Культурологический подход к историческому процессу. Научно-практическая конференция. Южно-Сахалинск, Издательство ИРОСО, 2012. С. 48-51.
79. «Русская идея» и современные проблемы патриотического воспитания школьников. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2013. – № 1. С. 58-60.
80. Формирование антикоррупционного сознания обучающихся на уроках истории, права и обществознания. Учебно-методическое пособие. Сборник: Актуальные вопросы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2012. С. 8-21.
81. Формирование антикоррупционного сознания школьника на уроках истории. Учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2012. 48 с.
82. История средних веков. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса - методические рекомендации для учителя. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО,. 2013. 70 с.
83. Основы исламской культуры Учебное пособие для учеников. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. 124 с.
Публикации 2013-2014 гг. (кликните для показа/скрытия)
84. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь.pdf (22,6 MB). Учебное пособие для учеников. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. 80 с.
85. Метапредмет «Знание». Часть 1 Рабочая тетрадь для учащихся 10 класса. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. 100 с.
86. Экономический детерминизм и поиск иных подходов к анализу социальных процессов в переходную эпоху. Материалы международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 13-16.
87. Переходная эпоха и порождение рефлексивного осознания исторического пути человечества //Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского Гос. Ун. 2013. № 2. С. 222-225.
88. Актуальность понятия «милосердие» и художественная основа для его формирования на уроках ОРКСЭ и во внеурочной работе. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2013. – № 2. С. 68-72.
89. Формирование исторического сознания личности как метапредметная педагогическая технология в современном образовании. //Сахалинское Образование-ХХI Век. – 2013. – № 3. С. 36-44.
90. Концептуальные подходы к периодизации исторического процесса. //Гуманитарное образование в современном обществе: теория и практика. Библиотека журнала «Сахалинское Образование-ХХI Век» . Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С. 13-21.
91. Формирование основ этики на уроках ОРКСЭ через вопросы культуры: [Электронный ресурс] //Всероссийская научно-практическая конференция. Режим доступа: https://www. orkce.ru/user/password. М., 2013. 8 с.
92. Формирование основ этики на уроках ОРКСЭ через вопросы культуры: Конференция. Новосибирск, 2013.
93. Формирование понятия государство на уроках истории и обществознании. //Гуманитарное образование в современном обществе: теория и практика. Библиотека журнала «Сахалинское образование - ХХI Век». Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С. 13-21.
94. «Военный реквием» - изображение трагедии I мировой войны в культуре (литература, живопись, музыка) Учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. С. 10-22.
95. «Военный реквием» - изображение трагедии Первой мировой войны в культуре (литература, музыка, живопись) // «Сахалинское образование - ХХI Век» .2014. № 1. С. 35-43.
96. Роль культурного текста как коммуникативного измерения культуры, трансферта опыта // «Сахалинское Образование-ХХI Век» .2014. № 1. С. 8-12.
97. Роль и место произведений русских философов на уроках в школе. Областная научно-практическая конференция Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2014. С. 46-50.
98. Понятие «коммуникация» и концепция общества у НикласаЛумана. Материалы международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С. 21-24.
99. Понятие «культура» в соотношении терминов «культура» и «цивилизация» в философии. Материалы научно-исследовательской конференции: Общество, государство и человек. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. 280 с. С. 176-184.
100. Музыка Англии в школе. Учебное пособие для учеников общеобразовательной организации. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. 170 с.
101. Сценарий урока. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.pdf (1,8 MB) [Текст] /Н.Б. Бурыкина. // «Сахалинское образование-ХХI Век» .2014. № 3. С. 64-70.
Публикации 2015 г. (кликните для показа/скрытия)
102. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь.Электронный ресурс] // Духовно-нравственное воспитание. № 1. 2015. Электронное периодическое издание. 103. Роль культуры как системы передачи смыслов человеческого бытия в формировании основ духовности общества. // «Сахалинское образование-ХХI Век». 2015. № 3. С. 68-75.
104. Фактор культуры и культурной среды как совокупность способов передачи знаний, ценностей и норм от поколения к поколению. НПК IV Рождественские образовательные чтения. – Южно-Сахалинск, 2015. 5 c.
105. Метапредмет «Знание». Культура. Часть 2 Рабочая тетрадь для учащихся 11 класса общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО,. 2015. 212 с.
106. Основы светской этики Учебно-методическое пособие для учителя общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 124 с.
107. Основы светской этики Учебно-методическое пособие для родителей общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 124 с.
108. Основы светской этики Учебное пособие для учеников 4 класса общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 124 с.
109. Основы мировых религиозных культур Учебное пособие для учеников 4 класса общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 266 с.
110. Основы буддийской культуры Учебное пособие для учеников 4 класса общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 191 с.
111. Основы иудейской культуры Учебное пособие для учеников 4 класса общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 233 с.
112. Изображение военной истории в искусстве. Выпуск 1: Изображение военной истории в искусстве Учебное пособие для учеников общеобразовательной организации. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 340 с.
113. История в музыке, литературе, живописи. Выпуск 2: Отображение в искусстве идей тоталитаризма и борьбы за гражданское общество Учебное пособие для учеников общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 340 с.
114. История в музыке, литературе, живописи. Выпуск 3: Человек, семья и ее ценности в истории и искусстве Учебное пособие для учеников общеобразовательных организаций. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. 340 с.
115. Преподавание истории в 5 классе в соответствие с историко-культурным стандартом. Новая парадигма образования и современный урок. Счет лет в истории. древнейшие люди. Формирование исторических понятий в процессе изучения истории древнего мира 5 класса. Учебно-методическое пособие: Проектирование современного урока: системно-деятельностный подход. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2015. С. 4-6, 11-37, 42-50.
116. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций [Текст. Альбом] /Авт-cост. Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2015. 345 с. Учебное пособие. Основы православной культуры.pdf (12,2 MB). для 4 класса [Текст] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск, 2015. 70 с.
117. Понятие «рефлексия» в социальной философии.
118. Поиск подходов и исследовательского инструментария к анализу переходной эпохи в историческом процессе.
119. История и социализация личности.
120. Метапредмет как средство формирования рефлексивного мышления у школьников.
121. Понятие «переходная эпоха» и исторический процесс в дихотомии культуры и цивилизации.
122. Потенциал православной культуры в воспитании нравственности и патриотизма младшего школьника.
123. Историческое сознание и социализация личности.
Публикации 2016-2018 гг. (кликните для показа/скрытия)
124. "Понятие «ценности» в философии и аксиологическое измерение человеческой истории" [Электронный ресурс] /Н.Б. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7584;
125. "Понятие «рефлексия» в социальной философии" [Электронный ресурс] /Н.Б. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7581;
126. Урок истории: соотношение понятий "культура" и "цивилизация" [Электронный ресурс] /Н.Б. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7594
127. Теория Дж. Оруэлла о тоталитаризме. Политический тоталитарный режим в Германии в 30-х годах ХХ века (2 час.) Разработка урока и презентация. [Электронный ресурс] /Н.Б. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/0-0-90554-0-17.
128. Военный реквием» - изображение трагедии I мировой войны в культуре (литература, живопись, музыка) [Электронный ресурс] /Н.Б. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/142-1-0-75376
129. Последствия монголо-татарского ига для Русского государства /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-79059. 2017.
130. Культура России начала ХХ века. Творчество М.И. Цветаевой /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-80417
131. Экскурсия. Русское искусство XIX века в Сахалинском областном художественном музее. Неизвестная работа художника-передвижника /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/193-1-0-80002
132. Внеклассное мероприятие по истории "Роль культуры как системы передачи смыслов человеческого бытия в формировании основ духовности общества" /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/193-1-0-79868
133. Проблемы мира и человека в перспективе "антропологической модели третьего тысячелетия" /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8556
134. Роль исторических дисциплин в социализации личности /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8454
135. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций [Текст. Альбом] / Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск, 2015. 327 с.
136. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций [Текст. Альбом] / Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск, 2015. 327 с.
137. Основы православной культуры: учебное пособие для 4 класса. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2015. 70 с.
138. Основы православной культуры: рабочая тетрадь для 4 класса. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2016. 160 с.
139. Семья и семейные ценности в современном мире: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных организаций [Текст. Альбом] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск, 2017.152 с.
140. Диалог культуры постмодернизма с античностью: античная сессия. Рабочая тетрадь [Текст. Альбом] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск, 2017. 78 с.
141. Сценарии уроков: История. Обществознание. Мировая художественная культура. ОРКСЭ: учебно-методическое пособие для учителей истории, обществознания, мировой художественной культуры, основ религиозных культур и светской этики. Южно-Сахалинск, 2017. 345 с.
142. Сценарий урока и презентация: Последствия монголо-татарского ига для Русского государства. [Электронный ресурс] /Н. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-79059
143. Внеклассное мероприятие по истории "Роль культуры как системы передачи смыслов человеческого бытия в формировании основ духовности общества" [Электронный ресурс] /Н. Бурыкина. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/193-1-0-79868
144. Сценарий урока-экскурсии и презентация: Русское искусство XIX века в Сахалинском областном художественном музее. Неизвестная работа художника-передвижника Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/193-1-0-80002
145. Сценарий урока и презентация: Культура России начала ХХ века. Творчество М.И. Цветаевой Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-80417
146. Внеклассное мероприятие по истории «Революция или переворот? 100 лет спустя…». Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Ре-жим доступа: https://www.uchportal.ru/load/193-1-0-80792.
147. Сценарий урока и презентация: Отмена крепостного права в России. Аграрная реформа 1861 года. Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/pub
148. Сценарий урока и презентация: Массовая культура. Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/pub
149. Проблемы мира и человека в перспективе "антропологической модели третьего тысячелетия" Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8556
150. «Роль исторических дисциплин в социализации личности». Электронный ресурс /Н.Б. Бурыкина. //Учительский портал. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/pub/23-1-0-8454

Рабочие тетради по ОРКСЭ
Презентации
Монографии

Фильмы автора, размещенные на youtube

 
Всемирная история – важнейшая составная часть духовных усилий человечества в построении правового государства, в продвижении человечества в осознании свободы как смысла истории. Что дает человеку обращение к этому опыту, влияет ли на него опыт других, помогает ли избежать каких-либо ошибок, и если помогает, то при каких условиях? Все эти вопросы стоят перед всеми историческими курсами в образовании.
 
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к анализу современной ситуации в мире, чтобы затем сформулировать задачи, которые стоят сегодня перед образованием.
 
Закончился ХХ век. Какие он принес проблемы, что было в нем главным, определяющим его как особый век, как умонастроение, как эпоха? Философы ХХ века определяют его как век, в котором человек “бежал от себя” (Э.Фромм), в котором подлинной страстью человека стало рабство (американский философ Хасан).  А.Камю отмечает, что современное общество –это “ комфортабельный концлагерь”. М Фуко отмечает тенденцию ХХ века- отчуждение человека от собственного сознания. Идеология заменила сознание личности. Этим можно объяснить такое явление ХХ века как тоталитаризм. Наступил кризис гуманизма.
 
В конце ХХ века в России рухнул режим, который просуществовал более 70 лет. Казалось, ничто ему не грозит, он крепок и силен, при нем мы выиграли самую страшную войну, построили величайшую экономику, стали мощной державой, которая держала в повиновении множество стран. Почему же теперь не идет перестройка, не получается экономическое чудо, на которое оказались способны многие не столь мощные страны, и даже те, которые потерпели от нас поражение в годы войны? Они смогли  перестроить экономику, построить правовое государство, научились беречь каждого человека, а мы не смогли. Мы мечтаем о процветании, о счастье для всех, проводим реформы, принимаем законы, а ничего не улучшается, наоборот, все хуже и хуже. В чем дело? Ведь Россия уже переживала глобальную перестройку. Она была в начале ХХ века в связи с приходом к власти большевиков. Тогда перестройка удалась.
Читать статью дальше (кликните для показа/скрытия)
С первых дней своей власти большевики взялись за умы людей. Они это назвали ”культурная революция”. Говоря всем, что бытие определяет сознание, они очень точно вышли на понимание того, что сознание определяет бытие. И занялись этим сознанием. Они выработали механизм, при помощи которого человек на вопрос: “Сколько будет дважды два?” всегда отвечал:” А сколько надо?” (Дж. Оруэлл) Но вот их власть закончилась. А человек по-прежнему задает тот же вопрос. Почему? Н.Бердяев высказал это в своей работе “ Самопознание”. Коммунизм поселился в умах русских. С этим нельзя воевать, это надо пережит. Поэтому он говорил о невозможности и бессмысленности гражданской войны:” я лишь уповаю на внутреннее преодоление большевизма. Русский народ сам освободит себя.”1 Но что произошло с человеком в ХХ веке? Почему история человечества пришла к тоталитаризму, к бегству от свободы, к отчуждению человека от себя? За характеристикой ситуации в мире хочется обратиться к великим умам этого века. Шпенглер говорит, что в ХХ веке сложилось новое сословие- масса. И мы можем констатировать тот факт, что именно это сословие в ХХ веке пришло повсеместно к власти. Это опасно. Чем? Фр. Кафка ужаснулся ленинской фразе о кухарке, которая может управлять государством. Это уже было, когда гунны разрушили Рим. Логики в истории нет, считает Фр. Кафка. Ортега-и-Гассет отмечает, теперь цивилизован мир, а не человек. Это есть необоснованность мира. «Все прошлые цивилизации погибали по причине недостаточной обоснованности своих принципов, похоже, что европейской цивилизации грозит противоположное. Римская империя развалилась из-за неразвитости своей техники. Однако сейчас другая ситуация. Теперь уже сам человек не успевает шагать в ногу с прогрессом, по пути которого неуклонно следует цивилизация. Цивилизован мир, но не человек, живущий в нем."1 Нецивилизованность современного человека заключается в герметичной непроницаемости души. “В этом случае—интеллектуальная герметичность. Человек чувствует, что в него заложено некое количество идей. И он удовлетворяется этим, считая, что в интеллектуальном плане уже ни к чему стремиться не надо. Поскольку он не чувствует необходимости узнать что-то новое, не имеющее к нему прямого отношения, он тем самым замыкается в себе, вынужденный вновь и вновь— обращаться к тем же идеям,—вот вам весь механизм герметизации души. “2 Современный человек не умеет перестраивать собственное мышление. Он пользуется идиологемами. В России эта проблема стоит наиболее остро. Потому и не получаются никакие изменения в обществе, что, если сознание определяет бытие, то надо сначала изменить сознание. Сейчас в нашем обществе часто звучит вопрос о новой государственной идее. Но не станет ли она новой идеологии? В основе личностного видения мира, в основе свободного современного гуманитарного сознания должны лежать гуманитарные технологии. Известный методолог Петр Щедровицкий отметил: ”Россия потому проиграла “холодную войну”, что не были развиты гуманитарные технологии.” Некоторые гуманитарные технологии он назвал: Психоанализ, театр импро­визации, современ­ная рыночная экономика, базирующаяся на гуманитарном ядре марксизма. Раскрепощенное сознание поможет увидеть другие пути в решение многих проблем современности. Ресурсный подход должен поставить человека в ситуацию, при которой он должен для решения вопроса зайти с другой стороны, перестроить собственное мышление, найти нестандартные решения этого вопроса. Главная проблема современной России, проблема в мире - научиться перестраивать собственное мышление, или овладеть гуманитарными технологиями. Одной из таких технологий мне видится история как некая духовная реальность. Чтобы построить современное общество, необходимо соблюсти минимум два условия: ? Демократическое общество возможно только на уровне экономической стабильности, которая в свою очередь возможна при политике, делающей ставку на развитие частного предпринимательства, а не на прожиточный минимум ( этому должна способствовать такая гуманитарная технология как современная рыночная экономика). ? Необходимо создать такие условия, при которых человек вернулся бы к себе, стал личностью. Свободная личность способна творить и созидать в любви. Вправе ли мы предполагать, что история является гуманитарной технологией? Если история есть духовная реальность, то путь духовного становления человека, выделения его из мира животных, осознания себя, своей миссии на земле можно считать гуманитарной технологией. “Самые прекрасные, как и самые уродливые, на­клонности человека не вытекают из фиксированной, биоло­гически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Иными словами, общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и эту тоже, но и функцию созидания лич­ности. Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — это продукт культуры; по сути дела сам человек — это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей.”2 “Мы—обездоленный народ, обездоленный прежде всего духовно. Из ста наших писателей девяносто никогда не читали ни Новую жизнь, ни Монархию, ни Пир, ни, боюсь. Божественную Комедию. А ведь именно по той причине, что никогда не читали и не были при­учены к такому чтению, и живем по-скотски... Я не хочу сказать, что на западе консьержи штудируют Божественную Комедию Данте. Но для того, чтобы общество процветало, кто-то же должен читать, дабы сознание избранных определяло бытие всех. Ибо именно так и происходит: фасон юбок, стиль и уровень жизни после Джойса непостижимым образом меняются, хотя его никто вроде и не читал. Эту мистику духовных влияний знал уже Оскар Уайльд: не театр из жизни, а жизнь из театра, учил он. Сознание определяет бытие. . Мистика культуры в том и состоит, что богатый народ — не просто читающий, а знающий, что читать. И хотя народ в массе своей читал, читает и будет читать дрянь, богатый народ отличается от бедного народа прежде всего тем, что может содержать заметную группу читателей, зрителей и слушателей, понимающих толк в настоящем чтении и отвергающих чтиво, «мазню» и «трали-вали». Мы до сих пор иронизируем над эстетами, декадентами, строителями башен из слоновой кости и прочими символистами-модернистами, а ведь именно благодаря существованию этих «бездельников» благоденствуют европейцы, не зная того, что главной причиной благоденствия является свобода самовыражения творцов. Или вы знаете народ, достигший благоденствия, но не имеющий своих Джойсов и Данте? Кто-то сказал, что в Китае не было Ньютона, потому что там не было Евклида. Это следует понимать расширительно: там, где не было «греческого чуда», там не будет экономических чудес; чтобы в XX веке восторжествовала демократия, необходим в ХIII-м билль о правах и парламент...”1 Если в истории страны не было билля о правах в XIII веке, то можно подойти к осознанию его через изучение политической мысли, истории государства и права тех стран, где это было. Открыть это в себе. В истории есть примеры истории народов, которые не прожили каждый этап развития, которые шагнули из родового строя в социализм. Можно было им построить экономику, но жить в этой экономике, развивать ее не могли. Чтобы сегодня изменить ситуацию в стране, надо начинать с человека, живущего в этой стране, изменяющего ее. Этому помогут гуманитарные технологии, такие как история. 1 Н.Бердяев.Самопознание. М.Эксмо-пресс. 1998 год. Стр.495 1 Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Стр.130-150 2 там же. 2 там же. Стр.190 1 Гарин т.1. стр.3-7.