Александр Константинович Глазунов. Библейская драма К.Р. «Царь Иудейский» (1913)

27.12.2015 13:47

Александр Константинович Глазунов.

 Библейская  драма К.Р. «Царь Иудейский» (1913)

 

File:Portrait of the Composer Alexander Glazunov.jpg

 

В.А. Серов.

Портрет А.К. Глазунова. 1899 г.

 

         I.          Интродукция и хор - Вхождение Христа в Иерусалим

      II.          Песнь учеников Иисуса

   III.          Вступление ко II акту - Дворец Понтия Пилата

   IV.          Трубы левитов

      V.          Завершение II акта

   VI.          Вступление к III акту, сцена 1-я

VII.          Вступление к III акту, сцена 2-я

VIII.          Сирийский танец

   IX.          Вступление к IV акту

      X.           Песнь пастухов

   XI.          Песнь псалмопевцев

А.К.Глазунов («Царь Иудейский» (музыка к драме К. Р., ор. 95, 1913))

 

Драма Великого Князя Константина Константиновича (1858–1915) «Царь иудейский» посвящена последним дням земной жизни Спасителя, она не отходила от содержания Евангелий. Действие происходит в Иерусалиме с момента въезда Иисуса в город на осле до крестных мук и дня Воскресения. Великий князь Константин Константинович готовился к ее написанию четверть века, и приступил к созданию текста около 1909 г.

Музыку к пьесе написал А.К. Глазунов, руководил постановкой режиссер Н.Н. Арбатов. Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа, сыграл сам автор, Константин Романов. Большую часть ролей исполнили гвардейские офицеры и сыновья Великого Князя. Среди исполнителей ролей были и профессионалы – артисты трупп Императорских оперы и балета. Роли Христа, апостолов и Богоматери в спектакле отсутствовали, однако представление о них создавалось через реплики и игру других актеров.

К.Р. (Великий Князь Константин Константинович Романов) - писатель, президент Петербургской Академии наук, двоюродный дядя Николая II. Автор за свои сочинения удостоился звания почётного академика Императорской Академии наук.

Впоследствии Михаил Булгаков, писавший «Мастера и Маргариту», с большим вниманием изучил драму «Царь иудейский». «Замечательный русский композитор А. К. Глазунов в своем творчестве дважды обращался к религиозной теме. В 1913 г. он написал музыку к драме Великого князя Константина Константиновича Романова «Царь Иудейский», повествующей о страстях Господних. Музыка к «Царю Иудейскому» стала одним из самых значительных произведений композитора.

История музыки к «Царю Иудейскому» такова. В 1910 г. Великий князь Константин Константинович (К. Р.) начинает работу над своим последним драматическим произведением — драмой «Царь Иудейский», посвященной последним дням земной жизни Иисуса Христа. Она предназначалась для народных театров и преследовала цель создать зрелище, очищающее душу.

Великий князь писал: «Мне пламенно хотелось бы дать посетителям театра, особенно народного, здоровую пищу, удовлетворить их потребность в зрелищах, душу возвышающих, а не щекочущих низменные поползновения, которым, к прискорбию, потворствует многое из современного репертуара. Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты в художественной форме восторжествует над гнусностями корифеев литературы».

Драма написана белым стихом, перефразирующим тексты Евангелия, псалмов, гимнографических текстов Страстной Седмицы. В какой-то мере она близка апокрифической повести «Страсти Христовы», вошедшей в четью литературу.

Музыка к «Царю Иудейскому» является одной из вершин в творчестве Глазунова. Современник Глазунова Г. Н. Тимофеев написал после премьеры в 1914 г.: «Музыка Глазунова к Ц.И. является новым откровением таланта ее автора в новой для него области. Она показывает,[…] как один из крупнейших симфонистов нашего времени умеет сочетать церковный диатонический стиль во всей его простоте с роскошью современных технических средств в широких оркестровых формах [… ] всю партитуру музыки к Ц.И., в которой мастерство, богатство фантазии и горячность вдохновения сливаются в единое художественное целое — нельзя не отнести к лучшим музыкальным сочинениям последнего времени».

Н. А. Рыжкова

 

I. Интродукция и хор - Вхождение Христа в Иерусалим

 

1.     Прослушайте музыку и рассмотрите репродукцию Г.И. Семирадского «Вход Христа в Иерусалим». Что общего в рассказе об одном событии разным языком искусства?

 

 

 

 

 

 

 

Вступление, сливающиеся с началом первого действия (вход Христа  в Иерусалим). Диатоническая унисонная тема, характеризующая кроткий образ Христа,  положенная в основание всего сочинения, нарастает и приводит почти  к кульминационному пункту развития. За сценой, вслед за последними аккордами вступления, слышатся восторженные возгласы хора:

 

Вход Христа в Иерусалим. Процессия  Христа  со  следующей  за  ним  толпой  постепенно  удаляется.

Благословен Давидов сын!

Осанна!

Осанна! Царь Израилев, грядущий

Во имя Господа!

Осанна в вышних!

Благословен наш Царь!

На небе мир,

И слава в вышних!

 

https://jerusalem-ippo.ru/images/semir_vh_v_jerus_1876_720.jpg

Г. И. Семирадский.

Вход Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876 г.

Рис. 5.jpg

Вход Господень в Иерусалим. Новгород, 14 в.

Н.А.  Кошелев.

Вход Христа в Иерусалим.

1890–1910 годы.

К. В. Лебедев.

Вход Господень в Иерусалим.

К. 19-нач. 20 вв.

Музыка, рисуя  эпизоды  первого  действия (опасения  приверженцев  Христа,  заговор фарисеев), замирает.

 

II. Песнь учеников Иисуса

 

2.     Кто такие ученики Христа?

 

 

 

 

 

 

 

Хор a Capella для мужских голосов.

 

О, Господи! Боже спасенья,

К Тебе я взываю мольбой,

И жаркие сердца моленья

Всегда и везде пред Тобой;

И днем, и в ночное молчанье

Возносятся к небу они.

О, Боже, в ответ на стенанье

Ты ухо Твое преклони!

Во зле находил я усладу,

Душа истомилась моя,

Я жизнью приблизился к аду.

Страшит меня ярость Твоя.

Во рву, в преисподней лежу я,

И смертная сень надо мной,

И, мучась во тьме и тоскуя,

К Тебе я взываю мольбой.

Ты ведаешь, как я страдаю:

Готовы глаза изнемочь,

Я руки к Тебе воздеваю,

О, Боже, весь день и всю ночь

 

Антракт между 1-й и 2-й картинами третьего действия.

 

 

III. Вступление ко II акту - Дворец Понтия Пилата

 

Продолжение шествия на Голгофу. Надвигается тьма. Доносятся отзвуки пира во

дворе Пилата.

https://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/80/Pilate_judgement_%28icon%29.jpg

 

 

Суд Пилата.
Икона московской школы. 15 век.

 

 

VIII. Сирийский танец

 

Пляска сирийских рабов и рабынь, прерываемая ослепительной  молнией и оглушительными ударами грома. Подземный гул. Землетрясение. Танцующие с раздирающим воплем убегают. Порыв завывающего ветра. Огни  гаснут. Непроницаемый мрак. Долгое мертвое молчание. Потом сразу яркий дневной свет.

 

IX. Вступление к IV акту

 

Антракт к четвертому действию.

 

Пасхальная ночь. Отовсюду приходят вести о совершившемся чуде.

 

X. Песнь пастухов

 

3.     Рассмотрите репродукции иконы и картины А.А. Иванова, прочитайте текст арии из оперы. Какую роль сыграли пастухи в Евангелие?

 

 

 

 

 

Иоанна. Д. IV. Явление 7.

 

...Но, чу! Свирель пастушья!

То стадо гонит за город пастух.

Ах, как люблю я эти звуки! В пору

Безоблачного детства переносят

Они меня. Когда свирель я слышу,

На память мне приходит ночь одна

На родине моей. Об этой ночи

Ребенком малым слышала нередко

Я пастухов бесхитростную повесть…

Они ночную стражу содержали

У стада. Ангел им предстал; и слава

Господня осияла их. И страх

Напал на пастухов. И ангел Божий,

Их ободряя, молвил им: «Не бойтесь!

Великую я возвещаю радость

И вам, и людям всей земли: родился

Спаситель вам. И вот вам знак: в пещере

Найдете вы младенца в пеленах;

Он в яслях возлежит». И появилось

На небе много ангелов святых;

Они взывали: «Слава в вышних Богу,

Мир на земле, благоволенье людям!»

- И смолкло все, и в небе свет погас,

И ангел Божий отлетел. По слову

Его они пошли и увидали

И ясли, и спеленатого в них

Прекрасного Младенца Иисуса,

И радостную Мать Его, Марию.

 

      https://artlibrary.ru/content/picture/image/12170.jpg

Дионисий и мастерская Поклонение пастухов. ок. 1440-1505 гг.

А.А. Иванов.

Поклонение пастухов.

19 в.

 

                                               XII.            Песнь псалмопевцев

 

(Д. IV, явл. 13, 14)

 

Тебе, Воскресшему, благодаренье!

Минула ночь, и новая заря

Да знаменует миру обновленье,

В сердцах людей любовию горя...

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славы несказанной.

Хвалите, сонм бесплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал на веки!

 

 

File:Glazunov by Repin.jpg

 

 

И.Е. Репин.

Портрет композитора А.К. Глазунова. 1887 г.

 

4.     Что нового вы узнали из произведения А.К. Глазунова об евангельских сюжетах?