Коммуникация на уроке

04.01.2016 06:30

Формирование понятия «государство»  на уроках «Обществознание» и «История»

Личностный уровень освоения ООП:

Рефлексия своего знания и своего движения

 по вопросу государства, его форм и 

методов управления; 

выработка способа работы со знанием как процессом.

Метапредметный

уровень освоения программы:

- присвоение способа работы со знанием; 

знание как процесс: порождение – употребление –

 трансляция;

- развитие теоретического мышления: понятие 

«государство»; типы и формы государства; условия, 

при которых государство действует как 

демократическое или тоталитарное.

Предметный 

уровень освоения программы:

 

-       Знание понятия «государство»;

-       Знание форм государства;

-  Знание условий, при которых те или иные формы 

государства становятся демократическими или 

тираническими.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность 

ученика

Оборудо

вание

Создание проблемной ситуации 1. Формулирование проблемы 1

Задание для создания ситуации

выхода на выбор способа работы со понятием «государство»:

Сформулируйте

свое понятие «государство».

Сформулируйте свое 

понятие «государство».

«Государство – это…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь с первоис-точниками.

Сравните это понятие с тем, которое есть в культуре. Если эти понятия расходятся, определите, в чем расходятся, почему.

Работа с текстами классиков 

на протяжении уроков. 

Тексты подобраны 

в рабочей тетради, 

созданной автором (Н.Б.):

Определите свой 

способ работы 

с этим понятием.

Почему вы дали 

именно такое определение?

Проблема

Формулировка своего понимания понятия «государство», 

определение его типов и форм.

Поиск метода работы с понятием «государства», 

так как традиционный не работает.

I ЭТАП:

ПОРОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО»:

 

Философы античности о формах и типах  государства:

Задание:

Читая первоисточник, 

выявляйте черты государства

и в чем ваше 

определение расходится

с тем, что есть в культуре.

Чтение текста Сократа, выделение нового в понимании государства.

 

Сократ о выборах в государстве

 

«Представь себе человека, оказавшегося кормчим одного или нескольких кораблей. Кормчий и ростом, и силой превосходит на корабле всех, но он глуховат, а также близорук и мало смыслит в мореходстве, а среди моряков идет распря из-за управления кораблем: каждый считает, что именно он должен править, хотя никогда не учился этому искусству, не может указать своего учителя и в какое время он обучался.

Вдобавок они заявляют, что учиться этому нечего, и готовы разорвать па части того, кто скажет, что надо. Они осаждают кормчего просьбами и всячески добиваются, чтобы он передал им кормило. Иные его совсем не слушают, кое-кто отчасти, и тогда тe начинают убивать этих и бросать их за борт.

Одолев благородного кормчего с помощью мандрагоры, вина или какого-либо иного средства, они захватывают власть на корабле, начинают распоряжаться всем, что на нем есть, бражничают, пируют и, разумеется, направляют ход корабля именно так, как естественно для подобных людей. Вдобавок они восхваляют и называют знающим моряком, кормчим, сведущим в кораблевождении, того, кто способен захватить власть силой, а кто не таков, того они бранят, считая его никчемным.

Они понятия не имеют о подлинном кормчем, который должен учитывать времена года, небо, звезды, ветры - все, что причастно его искусству, если он действительно намерен осуществлять управление кораблем независимо от того, соответствует ли это чьим-либо желаниям или нет. Они думают, что невозможно приобрести такое умение, опытность и вместе с тем власть кормчего».

Рабочая тетрадь

С. 13.

Новое знание

 

Для того, чтобы управлять государством, необходимо этому искусству учиться.

 

Задание:

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста Платона, выделение нового в понимании государства.

 

Платон о государстве

Тимократия (власть военных). прообразом такого государства для Платона была Спарта. Мальчики и девочки воспитывались примерно одинаково. Каждое государство воспитывает свой тип гражданина. Тимократический человек законам послушен, с равными - почтителен, к рабам беспощаден, но не призирает их. Достоинством читает все военное и прежде всего подвиги, а не деньги и не умение красиво говорить. Постепенно целью становится не слава, а нажива. Тимократия перерождается в олигархию.

Олигархия (власть богатых). Бедные в правлении не участвуют. Олигархический человек чрезвычайно ценит деньги, не допускает пустых трат. Он развращен властью денег. Готов совершить любое преступление. Сдерживает его только страх потерять имущество. Беднота недовольна таким положением дел и при каждом удобном случае бунтует. Если ей удается, она свергает олигархов. Одних убивает - других изгоняет. Имущество их предается разграблению. Олигархию заменяет демократия.

Демократия (власть народа). Формально в государстве все равны. Выбор на государственные должности осуществляется по жребию. В таком государстве закон выполнять не обязательно в связи с частой его сменой. Демократический человек знает только свои права, но не желает знать обязанности. Любое принуждение вызывает в нем возмущение, как нечто недопустимое. Народ, в конце концов, устает от анархии и ищет, кому бы передать власть. Как правило, этим человеком оказывается народный любимец. Он то и становится тираном.

Тирания (власть одного человека). Если в демократии хотя бы соблюдается видимость закона, то тиран выше всех законов. Сначала тиран милостив и кроток, прощает долги, раздает землю свите и народу. Для удержания власти тиран втягивает государство в войну, чтобы народ чувствовал необходимость в нем. Далее тиран уничтожает всех политических противников.

 

Рабочая тетрадь

С. 14-15.

Новое знание

 

1. Есть 4 формы государства:

тимократия;

олигархия;

демократия;

тирания.

2. Демократия перерастает 

в тиранию

 

Платон. «Законы»

 

«Есть два как бы материнских вида государственного устройства, от которых, можно сказать по праву, родились остальные. Было бы правильно указать на монархию как на первый из них и на демократию как на второй.

Почти все остальные виды государственного устройства, как я сказал, представляют собой пёстрые соединения этих двух. Чтобы существовала свобода и дружба в соединении с разумностью, неизбежно надо быть причастным и к тому и к другому виду.

… Полная свобода и независимость от всякой власти гораздо хуже умеренного подчинения другим людям. За этой свободой [зашедшей через чур далеко] последовало нежелание подчиняться правителям, затем стали избегать подчинения отцу с матерью, всем старшим и их вразумлениям, а в конце концов появилось стремление не слушаться и законов».

Рабочая тетрадь

С. 16.

Новое знание

-Основные формы государства: Монархия и демократия;

-Все остальные формы – производные от этих;

-   Чтобы были свобода и дружба в соединении с разумностью, неизбежно надо быть причастным и к тому и к другому виду;

-полная свобода и независимость от всякой власти гораздо хуже умеренного подчинения другим людям.

 

Задание

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста 

Аристотеля, выделение

 нового в понимании 

государства.

 

Аристотель «Политика»

 «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников.

Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной, а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей».

Рабочая тетрадь

С. 17.

Формирование нового знания:

1.  Каковы основные черты идеального государства?

2.Какое государство считал Платон отрицательным? Почему?

Что такое охлократия? Что такое аристократия?

-Наилучшее государственное устройство достигается посредством средних;

- Средние как основа демократии – владеют средней собственностью;

когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания.

 

Выводы 

по I этапу

Порождение понятия

Государство – это …

 

II ЭТАП

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО»

 

 

Теоретические положения о государстве в 

средние века

 

Задание

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста наставления правителей сыновьям, выделение нового в понимании государства.

 

Наставления Людовика Святого сыну:

 

«Моему возлюбленному старшему сыну Филиппу с приветствием и дружбой отец.

Дорогой сын, если тебе случится управлять, следуй сообразно королевским добродетелям, то есть будь справедлив и не склоняйся к неправому суждению ради чего-либо, что бы ни произошло.

Если случится какая-либо ссора между бедным и знатным, поддержи скорее бедного, чем богатого, покуда не узнаешь правду, а когда дознаешься до правды, твори суд; поддерживай дело иноземца перед своим советом, и не кажись слишком пристрастным к своему делу, покуда не узнаешь правды; ибо члены совета могут побояться выступать против тебя, чего ты не должен допускать.

Если ты услышишь, что присвоил чужое – или сейчас, или это было сделано во времена твоих предков, – немедленно возврати это, какой бы великой сия вещь ни была, то ли землей, то ли деньгами или чем-то другим; если же дело неопределенное и ты не можешь по нему дознаться правды, установи такой мир по совету достойных мужей, посредством которого твоя душа и души твоих предков обретут покой; и если когда-нибудь ты услышишь, что твои предки все вернули, всегда возьми на себя труд узнать, не надо ли возвращать еще, и если обнаружишь, что есть еще кое-что, вели вернуть незамедлительно, дабы спасти свою душу и душу твоих предков.

Дорогой сын, дай полномочия людям, которые смогут ими хорошо воспользоваться: обеспокойся тем, чтобы с земли исчезли грехи – такие, как грубые проклятия и все, что делается и говорится в поношение Господа или Богоматери или святых; и вели запретить игру в кости и телесный грех плоти, и таверны и прочие грехи своей властью на своей земле; и следует изгнать плутов, мудро и надлежащим образом твоей властью с твоей земли, и прочих дурных людей, чтобы очистить от них землю; мне кажется, что это должно быть сделано по совету добрых людей; и выдвигай добрых на все места своей властью, за что получишь признание Господа нашего.

Дорогой сын, поучаю тебя, чтобы ты хорошо уразумел, что деньги, которые ты будешь тратить, были употреблены с толком и справедливо; и чувство, которое я хотел бы сильно тебе внушить – чтобы ты опасался безрассудных трат и неправых доходов и чтобы твои деньги хорошо принимались и хорошо помещались; и это чувство тебе внушил бы сам Господь, с другими чувствами, подобающими тебе и полезными.

И слава, и честь, и хвала Тому, кто является Богом с Отцом и Святым Духом без начала и конца. Аминь».

Рабочая тетрадь

С. 19-20.

Владимир Мономах: «Поучение детям».

 

«Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его! 

О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. 

Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…, нельзя допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицу защищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни своим, ни чужим: ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас.

…Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя в торопях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Сами  наблюдайте за всем, чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.  Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело».

Рабочая тетрадь

С. 20.

Новое знание

 

 

 

 

 

 

Повторение выводов античных философов:

-Власть от Бога, нравственность правителя выше всего;

- Правитель должен стоять на стороне слабого, убогого, вдовицы;

- Привлекать к власти надо достойных;

- Управлению надо учиться (созвучно Сократу и софистам).;

-Существуют разные формы организации власти.

 

Задание

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста Н. Макиавелли, выделение нового в понимании государства.

 

Николо Макиавелли.

«Государь»:

 

«Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно.

Все единовластно управляемые государства, разделяются на те, где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством, и те, где государь правит в окружении баронов, властвующих не милостью государя, но в силу древности рода.

Там, где государь правит посредством слуг, он обладает большей властью, так как по всей стране подданные знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой особой привязанности.

Примеры разного образа правления являют в наше время турецкий султан и французский король.

Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие в государстве - его слуги.

Король Франции, напротив, окружен многочисленной родовой знатью, признанной и любимой своими подданными и, сверх того, наделенной привилегиями, на которые король не может безнаказанно посягнуть.

Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю иму­щества. Тем более что причин для изъятия имущества всегда достаточно и если начать жить хищничеством, то всегда найдется повод присвоить чужое, тогда как оснований для лишения кого-либо жизни гораздо меньше и повод для этого приискать труднее.  

Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений».

Рабочая тетрадь

С. 24-25.

Повторение выводов античных философов:

 

Новое знание:

Употребление знания

- Формы государства: республики, либо государства, управляемые единовластно;

-Единовластно управляемые государства, разделяются на те, где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством – «тиранистическое»,

-И те, где государь правит в окружении баронов, властвующих не милостью государя, но в силу древности рода – демократическое;

- Нельзя посягать на чужое добро, конфисковать имущество граждан без решения суда.

 

 

Теории  о государстве и власти Нового времени

 

Задание

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста Т. Гоббса, Д. Локка, выделение нового в понимании государства.

 

Т. Гоббс.

«Левиафан, 

или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

 

«Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с “войной всех против всех”. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен, который обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Однажды заключив договор, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Обладатель же верховной власти никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет».

Рабочая тетрадь

С. 26.

Д. Локк. 

«Два трактата о государствен-

ном правлении»

 

«Главная цель политического сообщества - чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и др. Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели - законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и др

Кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, он должен управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов.

Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

Принцип разделения властей. Законодательная власть - представительное учреждение всей нации - парламент. Исполнительная - монарх, кабинет министров. Они ведают также сношениями с иностранными государствами - федеративная власть.

Форма государства должна вырастать из общественного договора и добровольного согласия людей, иметь надлежащую структуру правления, охранять естественные права и свободы индивида, заботиться об общем благе всех. Локк отдавал предпочтение конституционной монархии.

Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Народ имеет право на восстание против нарушивших общественный договор правителей».

Рабочая тетрадь

С. 26-27.

Новое знание

- Причины возникновения государства – общественный договор;

- Бывают в государстве подданные, а бывают граждане;

-  Главная цель государства - все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы;

- Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели- законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью;

-Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства.

 

Задание

Читая первоисточник, выявляйте черты государства и в чем ваше определение расходится с тем, что есть в культуре.

Чтение текста Ш. Монтескье,  выделение нового в понимании государства.

 

Монтескьё (Montesquieu) Шарль Луи 

де Секонда

 

«Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству.

Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь.

Деспотия, в отличие от монархии, - единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти».

Рабочая тетрадь

С. 28.

Выводы 

по II этапу

Употребление понятия «государство», 

форм и методов правления:

 

Новое знание:

(с использова-нием выводов античных философов)

Формы государства: Республика:

Монархия 

 

 

Республика:

Демократия

Аристократия;

 

Монархия 

 

+

Республика:

Охлократия

Олигархия

Тирания

Монархия 

Деспотия

 

Выводы:

Вывод по Макиавелли:

Вывод по Аристотелю:

 

Вывод по

 Локку

 

 

 

 

 

 

Выводы по Монтескье:

Условия, при которых государство демократи-ческое или тиранисти-ческое:

-Правитель правит в окружении баронов;

-Наличие сильного среднего класса

-цель государства –права человека;

Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства;

Государство опирается на закон.

-   Правитель правит 

в окружении слуг;

 

-Отсутствие собственности, конфискация ее 

без суда;

-   Власть ради 

власти;

 

 

 

 

 

-правление, основанное на беззаконии и произволе.

 

III ЭТАП

ТРАНСЛЯЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» - использование приобретенных знаний 

в новой ситуации.

 

 

Философы ХХ века о государстве и власти

 

Эрих  Фромм о типах  власти

 

«Существуют гуманистический и отчужденно-бюрократический подходы к управлению.

Отчужденно-бюрократическую процедуру можно охарактеризовать различными способами. Прежде всего – это однонаправленная система:

приказы, предложения, планы исходят с верху пирамиды и направляются к низу;

 индивидуальной инициативе нет места;

 личности - это «случаи»;

наша бюрократическая система является безответственной в том смысле, что не «отвечает» на нужды, взгляды, запросы индивида;

безответственность ее тесно связана с характеристикой человека как случая, становящегося «объек­том» бюрократии. Нельзя отвечать на запросы случая, но можно – на запросы личности.

безответственность бюрократа имеет еще один аспект, бывший в течение долгого времени признаком бюрократии. Чувствуя себя частью бюрократической машины, бюрократ чаще всего не хочет брать ответственность на себя, то есть не хочет принимать решений, за которые его можно было бы критиковать;

он старается избегать принятия любых решений, коль скоро они не сформулированы ясно соответствующими правилами, а при наличии сомнений он отсылает человека к другому бюрократу, который в свою очередь делает то же самое;

наша бюрократическая система дает индивиду почувствовать, что он ничего не может ни предпринять, ни организовать без помощи бюрократической машины. В результате она парализует инициативу и порождает глубокое чувство бессилия».

Рабочая тетрадь

С. 33.

Задание:

Трансляция знания на новое понятие

Выпишите черты отчужденно-бюрократичес-кого управления.

Транслируйте это знание на гуманист. подход к управлению и сформулируйте его.

Гуманистический подход 

к управлению:

 

Элвин Тоффлер. «Метаморфозы власти»

 

«Самые распространенные предположения, касающиеся власти, по крайней мере, в западной культуре, подразумевают, что она – вопрос количества. Но хотя некоторые из нас, это очевидно, обладают меньшей властью, чем другие, этот подход игнорирует то, что сейчас может быть важнейшим фактором из всех, – ее качество.

Не подлежит сомнению, что насилие – воплощенное в ноже уличного грабителя или ядерной ракете – может дать пугающие результаты. Тень насилия, или силы, запечатленная в законе, стоит за каждым действием правительства, и, в итоге, любое правительство полагается на солдат и полицию в деле придания силы своей воле. Эта вездесущая и необходимая угроза официального насилия в обществе помогает поддерживать систему в рабочем состоянии, обеспечивая рядовые контракты в области бизнеса применением силы или угрозой такового, снижая уровень преступности, создавая механизм для мирного решения разногласий. Парадоксально, но эта завуалированная угроза насилия дает возможность сделать ежедневную жизнь ненасильственной.

Но насилие в целом наталкивается на серьезные препятствия. Даже когда оно «срабатывает», насилие порождает сопротивление. Жертвы и уцелевшие ждут первого удобного случая, чтобы нанести ответный удар.

Главная слабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно – низкокачественная власть.

Богатство – более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложить превосходно градуированные награды – выплаты и вознаграждения деньгами или чем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство – власть среднего качества.

Однако самую высококачественную власть дает применение  знаний.

Власть высокого качества – это не просто возможность дать затрещину. Не просто возможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагает значительно большее.

Она предполагает эффективность – достижение цели с минимальными источниками власти.

Следовательно, именно знание – самое многостороннее из трех основных источников управления в обществе.

Оно может быть применено для наказания, вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага в союзника. Лучше всего то, что, обладая верными знаниями, можно, в первую очередь, обойти нежелательные ситуации, а также избежать излишних трат сил и средств.

Знание также служит для приумножения богатства и силы. Оно может использоваться для роста имеющихся в распоряжении сил и богатства или, наоборот, снизить их, если это необходимо для достижения данной цели. В любом случае оно увеличивает эффективность, позволяя, если проводить аналогию с картами, тратить меньше «фишек» власти, открывая карты во время игры.

Конечно, максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить все три инструмента, искусно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказания и обещание награды с убеждением и быстрым пониманием. По-настоящему квалифицированные игроки во власть интуитивно (иногда они хорошо обучены этому) знают, как использовать и соотносить ресурсы власти.

Знание, насилие, богатство и взаимоотношения между ними определяют власть в обществе.

Ф. Бэкон ставил знак равенства между знанием и властью, но он не акцентировал внимания на его качестве или на решающих связях с другими основными источниками социального господства. До сих пор никто не мог предвидеть современных революционных изменений во взаимоотношениях этих трех источников власти».

Рабочая тетрадь

С. 34-35.

Новое знание

 

 

 

 

 

 

Используйте выводы античных философов

 

Тирания

 

Олигархия

Сократ и софисты

об образовании политиков

Власть бывает 

количественной и

качественной;

Власть грубой силы – низкокачественная;

Власть денег –

среднего качества;

Власть знания – высококачественная власть.

 

Задание

Трансляция знания:

Дайте определение понятию «демократия»

Транслируйте эти черты и выведите определение «тоталитаризм»

Демократия – это…

Тоталитаризм – это…

(Д. Оруэлл «1984»)

 

 

Вопросы:

 

 

 

Рефлексия

 

1.Какие основные тенденции в государственном развитии наметились в ХХ веке?

2.Почему после открытия идеи правового государства, гражданского общества и демократии человечество в ХХ веке отказалось от этих открытий и согласилось на тоталитарный способ управления?

У. Голдинг «Повелитель мух» - выбор между демократией и тоталитарным управлением.

 

Личностные результаты

Как изменились ваши знания о государстве и формах государственного правления?

Различаются эти знания с теми представлениями, которые у вас были по этому вопросу до уроков?

Если они различаются, то в чем и причины этих различий?

Выработав понятие «государство», сравните новое понятие со своим первоначальным. Если есть расхождения, определите причину этого расхождения.

 

Метапред-

метные результаты

Какой метод в поиске ответов вы использовали (как вы работали со знанием)?

 

 

 

Где вы можете этот метод использовать?

Работа с первоисточниками и следования за идеями философов, работа с живописными работами и другими предметами искусства;

Использовали методы сравнения, работы со схемой государственного устройства, чтение первоисточников, анализ произведения искусства как источника знаний.

Не навязывать свои ответы культуре, а слышать ответы из культуры – мыслекоммуникация.

 

Предметные результаты

Сочинение: «Мое видение государства, управления, власти, человека в государстве»

(обязательное условие: в сочинение должны прозвучать все идеи, прочитанные у классиков. Можно с ними не соглашаться, но игнорировать нельзя).