Концепции общества. О.Шпенглер. Н. Луман

04.01.2016 09:19

Теория Освальда Шпенглера: "Закат Европы"

Этапы становления современного человека, которые называет О. Шпенглер – эта аполлоновская и фаустовская душа и эти этапы совпадают с хронологией у Э. Фромма, сменяют друг друга тоже в эпоху высокого Возрождения. Так, в основе античной культуры лежит аполлоновская душа, в основе арабской – магическая душа, в основе западной – фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с победой рационалистической концепцией мира. Такое деление культуры на аполлоновскую душу и фаустовскую мы встречаем также и у А. Лосева.

 Схематично это можно представить следующим образом:

Этапы становления современного человека О. Шпенглеру
Аполлоновская душа Фаустовская душа:
1 интуиция заполненного завершившего в себе, конечного тела. чистое беспредельное пространство.
2 изваяние нагого тела искусство фуги
3 механическая статика, чувственные культы Олимпийских богов. динамика Галилея
4 политически разделенные греческие города великие династии
5 рок Эдипа и символ Фаллуса (телесная жизнь). Лаокоон- символ физического страдания. Тело. судьба Лира и образ Мадонны. Лир- душевные страдания. Душа.
6 живопись, ограничивающая отдельные тела резкими линиями и контурами. при помощи света и тени . творит пространство.
7 чужда идея внутреннего развития. Чужда рефлексия существования. созерцательность, самопознание
8 толпа рабов. динамо-машина.
9 стереометрия (число-тело), плоскость- только положительные и целые числа. Привязанность к телу, страх выйти из него, за пределы города, страх аллеями, астрономией, морями, которые исследовали египтяне. анализ (число- отношение), появление неантичного значения точки (перенос в трансцендентальный мир.)
10 жизнь малым, обозримым. Отсутствие чувства ландшафта, горизонта. появление живописного изображения пейзажа, перспективы.
11 время- нет автобиографии, нет прошлого и будущего, нет династий (нет археологии и астрологии). Нет летоисчисления. Строение из глины, не на века. история создается волей человека, судьба творится человеком.
12 драма положений и ситуаций, трагедия момента. драма и развитие характеров.
13 лишенные чувства времени, дали, бесконечного, греки лишены и чувства заднего плана, потустороннего. Смысл жизни - ряд случайностей. календарь.
14 статуя обнаженного тела- экстракт близкого, беспространственного, исчерпываемого. Музыка – как аккомпанемент, не полифонична. портрет - человек как центр мира, понимание его исторически, биографически. Психологический анализ.
15 Одиссей, Антигона - люди ставшие. Гамлет, Фауст - в процессе становления.
16 Пифагор в 54 г. - число как измеримая величина -
17 стремление подчинить себе смысл обозримого предела Декарт, Паскаль, Ферма, Дезарг - бесконечность, число как отношение
1ё8 родина - что можно обозреть с высоты кремля родного города. Все остальное враждебное (причина жестокости в разрушении городов) -
19 математика - дух служит глазу дух побеждает глаз. Внутреннее зрение.

 

 

Концепция общества Н. Лумана

Концепция Н. Лумана определяет общество как оперативно закрытую аутопойетическую систему; самоописывающимся субъектом; автологичную  – должную содержать саму себя.

В своей теории он вводит различение системы и окружающей среды. Система является формой различения: система как внутренняя сторона формы и окружающая среда как внешняя сторона формы. Граница между ними существует лишь как указание пересечь ее изнутри вовне или извне вовнутрь. Система располагает внутренними и внешними причинами производства своего продукта. Операции, которые производят общественную систему из собственных продуктов – коммуникации из коммуникаций. Лишь с помощью понятия коммуникации социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети этих элементов, посредством коммуникаций.

Коммуникация как социальная операция осуществляется лишь тогда, когда можно синтезировать три аспекта: различение информации, сообщения и понимания. Коммуникация на пути провоцирования самой себя производит больше, создавая на каждом шагу бифуркацию восприятия и отклонения, открывает и закрывает систему. Только вследствие этой бифуркации может иметь место история, ход которой зависит от того, какое направление будет избрано. Общество является самоописывающей, самонаблюдающей системой, использует собственный способ для осуществления самореферентных операций.

Общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойетически, в то время как она производит все новые коммуникации в рекурсивной сети коммуникаций. Эмердженность (эмерджентный эволюционизм − качественный скачок при возникновении нового уровня бытия − философская концепция, объясняющая строение и эволюцию мира на основе телеологического принципа развития) такой системы включает коммуникации, так как они способны к подключению лишь внутренним образом [[1]]. Разные социальные системы – это такие, как социально-философские концепции, любовь, искусство, политика, право, мораль, права человека, воспитание, религия и др.

Аутопойезис – это циркулярный процесс интеракций постоянно воспроизводящихся системных компонентов, необходимых  для сохранения системы. Рекурсивность состоит в том, что в процессе воспроизводства системы применяются ее собственные продукты и результаты. Например, сознание – автопойетично: оно является системой, воспроизводящей свои элементы – мысли, из своих же элементов – мыслей, то есть рекурсивно, но и воспринимая то, что происходит в окружающей среде. Тождественным понятию «аутопойезис» является понятие «самореференция» – самонаправленные акты [[2]]. Социальные системы аутопойетичны благодаря тому, что они постоянно подключают свои коммуникации к коммуникациям других систем.

В системе существуют противоположные ценностные ориентации и конфликты.

Окружающая среда включает конкретных людей, страны, территории. [[3]] Личность по Н. Луману не входит в социальную систему, система личностей входит в окружающую среду. Она принимает частичное участие в конституировании и истории системы в соответствии со своей ролевой установкой.

С понятием «окружающая среда» Н. Луман использует понятие «смысл» – медиум переработки мировой комплексности: человеческое переживание как избыток возможностей, которое должно быть структурировано с помощью программы управления выбором – этому служит то, что мы привыкли называть смыслом. Смысл культурно обусловлен. Только человеческое поведение ориентировано на смысл: на «институционализированные образцы поведения, прошлый опыт, актуальные переживания личностей в их взаимоотношениях с окружающей средой, которое сориентировано на собственную внутреннюю и на внешнюю социальную действительность (на себя и на мир). Смысл  рассматривается в качестве определенной стратегии селективного поведения, основывающейся на способной к актуализации репрезентации комплексности мира в любой момент времени. Но во времени не человек совершает осмысленные действия, а система с помощью смысла редуцирует комплексность окружающей среды.

Понятие «коммуникация» связано с понятием «смысл» в трех формах измерения: как измерение самого смысла (предметно-смысловое содержание реальности – лица или группы лиц); как измерение времени (отсылка к прошлому, будущему, дистанцирование); как социальное измерение (как другие лица, переживая и действуя, относятся к тому или иному смыслу).[[4]] Коммуникация рассматривается Н. Луманом как самореферируемый процесс в системах и меду системами и представляет собой синтез трех селекций: информации, сообщения и понимания, то есть синтез информации, заключающегося в ней сообщения, понимания сообщения второй коммуницирующей системой. [[5]]

Самоописание, которое самонаблюдаемая система в состоянии производить, заключается в том, что коммуникация дифференцирует и синтезирует информацию, сообщение и понимание в качестве ее собственных компонентов. Когнитивный прием наблюдения системы – парадоксальная ситуация – любая операция наблюдения, состоящая из операции различения и включающая «слепое пятно» – парадокс (ситуация неразрешимости и невозможности проведения дальнейших логических операций).

Семантика как концентрация смыслов имеет двухплоскостной характер, так как смысл перерабатывается на двух уровнях:

1 уровень – нерефлексивное описание без внимания к методологии, воспроизводство смыслов и тем коммуникации;

2 уровень – процесс разработки и переработки коммуникационных тем, самоописание на уровне теорий, исследований, специальных рефлексий – ядро традиций.

Язык служит структурному соединению языка и сознания, обеспечивает отдельное существование коммуникации и сознания, общества и индивидуума. Язык соединяет системы и достигает этого за счет своей искусственной необычности в акустической среде звуков и в оптической среде письменности, очаровывает и центрирует сознание и одновременно воспроизводит коммуникацию. Язык повышает возбудимость сознания посредством коммуникации и возбудимость общества посредством сознания, так что собственные состояния превращаются в язык и в понимание или непонимание. Система разделена с окружающей средой, что проявляется в качестве различения самореференции и внешней референции – метауровень.[[6]]

Отношения индивидуума и общества: «участие» индивидуума в обществе исключается. Между индивидуумом и обществом нет никакой коммуникации, так как коммуникация является внутренней операцией общественной системы. Индивидуум является продуктом собственной деятельности, как самореферентный исторический механизм, который каждой своей операцией определяет исходное состояние для дальнейших операций и может это делать лишь посредством собственных операций.

Социальная система у Н. Лумана – это выделяющая саму себя из окружающей среды аутопойетическая, самореферируемая, самонаблюдаемая, самоописываемая, необходимо содержащая парадоксы на всех уровнях ее наблюдения и разрешающая снятие указанных парадоксов, совокупность коммуникативных возможностей.

 


[1] См. Луман, Н. Понятие общества. [Электронный ресурс] /Н. Луман. Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/luman /pon_ob.php

[2]  См. Луман, Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. /Н. Луман. – М.: Логос, 2004. – С. 57.

[3] См. Луман, Н. Понятие общества. [Электронный ресурс] /Н. Луман. Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/luman /pon_ob.php

[4]  См. Луман, Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. /Н. Луман. – М.: Логос, 2004. – С. 114.

[5] См. Луман, Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. /Н. Луман. – М.: Логос, 2005. –  С. 117.

[6] См. Луман, Н. Понятие общества. [Электронный ресурс] /Н. Луман. Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/luman /pon_ob.php

 

 
 

-


-