Концепция рефлексии В.А. Лефевра

04.01.2016 05:49

В. Лефевр предложил другую трактовку рефлексии и стал требовать переориентации работы ММК с теории деятельности на рефлексивное управление. Рефлексия В. Лефевра – рефлексия сознания. Г.П. Щедровицкий, анализируя различие в своих подходах к рефлексии и В. Лефевра, говорит, что В.А. Лефевр выделял в акте рефлексии момент появления на «табло сознания» индивида изображения его деятельности и «табло сознания», Г. Щедровицкий же выделял в акте рефлексии момент перехода от одного объекта – объекта деятельности индивида, принимающего сообщение, к другому объекту, объемлющему первый. Из этого вытекали разные представления о продуктах и результатах рефлексии и возможных линиях ее развития. У Г. Щедровицкого содержательный смысл рефлексии сводился к тому, что появлялись все более широкие системы объектов, объемлющие предшествующие системы, проблема рефлексии сводилась к проблеме организации онтологии, возникающей первоначально по принципу «матрешки». У В. Лефевра содержательный смысл рефлексии сводился к появлению в образе на табло сознания образа образа, потом образа образа образа, проблема рефлексии становилась проблемой логической и эпистемологической.[[1]]

В. Лефевр, говоря о различиях в подходах его и Г. Щедровицкого к рефлексии, отмечает, что для него понятие рефлексии находится в принципиальной оппозиции к понятию деятельности. Этот момент был зафиксирован уже у И. Канта. Акт рефлексии в кантианском смысле – это обретение свободы. Поэтому понятие свободы необходимо для того, чтобы понять, что такое рефлексия. «Но когда Г.П.Щедровицкий рассматривал понятие рефлексии на разных этапах своей работы, он никогда не связывал его с понятием свободы. Перефразируя Архимеда, я мог бы сказать: дайте мне рефлексию – и я разрушу любую теорию, в том числе любую теорию деятельности. Акт рефлексии освобождает субъекта от всякой определенной операциональности. Когда я пользуюсь рефлексией, то могу следовать приемам и принципам теории деятельности, а могу не следовать им, могу их отбросить, преодолеть».[[2]] Сегодня существует только один способ описания свободы – это описание ограничений, наложенных на нее. Необходимо научиться точно и четко регистрировать ограничения. Рефлексивные многочлены, которые ввел В. Лефевр, это один из способов регистрации ограничений. Смысл подобных многочленов может быть передан в высказываниях типа: перед X нет и не может быть картины, которая имеется перед Y. Другие многочлены имеют другое содержание, но тот же самый смысл – смысл ограничения. Ограничения могут фиксироваться в позитивной или негативной форме. Во всех случаях они остаются ограничениями. В. Лефевр вводит понятие «рефлексивный анализ» – это попытка зарегистрировать законы жизни подобных ограничений. Акт рефлексии – это изменение статуса свободы. Операторы осознания вводятся в основном для того, чтобы выделить те классы структур и такие типы актов рефлексии, при которых статус свободы оказывается неизменным. Именно поэтому наши многочлены позволяют исследовать, среди прочего, разные формы религиозного мышления. Конечно, эти законы в известном смысле идеализированы. При интерпретации наших схем на  социальную реальность придется учитывать многие дополнительные процессы, которые никак не будут связаны с рефлексией. Но сами законы в очищенном виде выделить удалось.

Принципиальные различия в понимании рефлексии у Г. Щедровицкого и Лефевра сегодня могут быть проинтерпретированы и в контексте введенных В.С. Степиным этапов развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Г.П. Щедровицкий был созвучен в большей степени с идеалами и нормами неклассической науки. Рефлексия в понимании Г. Щедровицкого связана, прежде всего, с осмыслением соотнесенности характеристик объекта с особенностями средств и операций деятельности, с преобразованием деятельности. В.А. Лефевр последовательно развивает представления о рефлексии, соответствующие идеалам постнеклассической науки. В центре его внимания оказывается рефлексия конкретных субъектов (индивидов, групп, организаций, государств и т.д.), в том числе, осмысление ценностно-целевых ориентаций субъектов в их соотнесении с социальными целями и ценностями».[[3]]

Периоды становления концепции рефлексии у В. Лефевра:

первый «советский период» до 1973 г. – создание оригинальной концепции рефлексии и методов, реализующих ее научное изучение посредством инновационного логико-математического аппарата «рефлексивных игр»;

второй «американский период» до 1992 г. – конкретизации и дифференциации этой концепции в целях развития операционно-верифицирующих ее методов применительно к новым предметным областям, их праксиологическое освоение аксиолого-технологическими средствами новых прагматических сфер (политики, экономики, менеджмента и т.п.);

в третий «трансатлантический период» от 1993 до настоящего времени междисциплинарные и прагматические исследования рефлексии в различных направлениях, концептуализируя и обобщая их результаты в фундаментальном учении о рефлексии.

В. Лепский называет следующие этапы развития теории рефлексии у В. Лефевра:

Читать статью дальше. (кликните для показа/скрытия)
1. показ человека, который проигрывает действие до его совершения, т.е. указывал на рефлексивность действия и его принципиальную субъективность; 2. построение моделей субъекта, в рамках которых понятия, отражающие субъективный мир человека, могли бы приобрести ясный и о неоднозначный смысл. В. Лефевр определяет рефлексию как способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям. Он называет такое понимание рефлексии традиционным философско-психологическим и расширяет его, добавляя способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям.[[4]] По сути теории В. Лефевра, ничего другого в сознании, кроме этических оснований поступков и принятия решений, не рефлексируется и рефлексии не поддается. В.Е. Лепский определяет понятие «рефлексия» в понимании Лефевра как способность некоторых систем строить модели себя и одновременно видеть себя строящими такие модели.[[5]] В самом общем смысле рефлексия – это направленность человеческой души на самое себя (В.А. Лефевр). В.А. Лефевр вводит понятия: Рефлексивное управление – процесс передачи оснований для принятия решений одним из противников другому.[[6]] В качестве объекта управленческой деятельности будет выступать не деятельность субъекта, а процесс взаимодействия субъектов, одним из которых проводится рефлексивное управление; рефлексивная игра - где каждая из сторон стремится отразить и тем самым получить возможность перехитрить друг друга. Такое изображение конфликта, как интеллектуального взаимодействия сторон, является важным системным представлением конфликта; открывающим новые резервы и оптимизации решений, принимаемых в конфликтной ситуации…[[7]] В «Алгебре совести» В.А. Лефевр перешел от рефлексивного описания ситуации принятия решения c так или иначе вычислимыми полезностями альтернатив к рефлексивному описанию ситуации морального выбора между добром и злом. В.А. Лефевр показал, что для бескорыстного субъекта менее полезная альтернатива может играть роль позитивного полюса. Построив модель неадаптивного, альтруистического поведения, В.А. Лефевру удалось объяснить одну из самых драматических коллизий в истории человечества – коллизию между индивидуально оцениваемой пользой и социально оцениваемым добром.[[8]] И.Н. Семенов, анализируя вклад В. Лефевра в развитие понятия «рефлексия», отмечает, что в итоге многолетних разнообразных исследований в области общей, возрастной, социальной, педагогической, инженерной и патопсихологии В. Лефевр экспериментально дифференцировал рефлексию на такие ее виды, как интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, культуральная, духовная.[[9]] [1] Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и Лефевр. Из доклада Г.П. Щедровицкого на семинаре ММК (1972 г.) и комментарий В.А. Лефевра. //Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 6. (С. 5-11.) [2] Лефевр, В.А. Комментарий В.А. Лефевра к докладу Г.П. Щедровицкого. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 10. [3] Лепский, В.Е. Лефевр и рефлексия. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 30. [4] См. Лефевр, В.А. Рефлексия. [Текст] /В.А. Лефевр. М.: «Когито-Центр», 2003. – 496 с. [5] См. Лепский, В.Е. Лефевр и рефлексия. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 29. [6] См. Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры. /В.А. Лефевр. / в кн. Рефлексия. М.: «Когито_Центр», 2003. – С.48. [7]См. Смолян, Г.Л. Субъективные заметки к юбилею В.А. Лефевра /Г.Л. Смолян // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 19. [8]См. Лефевр, В.А. Алгебра конфликта. /В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ», 1968. – 53 с. [9]См. Семенов, И.Н. Роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в научном изучении рефлексии и становлении рефлексивной психологии // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 48.