Основы религиозных культур и светской этики

04.05.2016 15:59

Основы религиозных культур и светской этики. Системно-деятельностный подход к современному уроку по предметной области "Основы религиозных культур и светской этики"

Сценарий урока. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.pdf (1874773)
Сценарий урока Добро и зло. Проблема добра и зла, отраженная в мировой культуре.docx (41,8 kB)
Сценарий урока. Милосердие.pdf (1019926)
Сценарий урока. Труд в жизни человека.docx (723626)
Сценарий урока. Человек и его семья.docx (594127)
 
 

Сценарий урока

«Добро и зло. Проблема добра и зла, 

отраженная в мировой культуре»

Уроки 5-6 «Основ светской этики»

Цель:

 

Раскрыть основные понятия нравственности «добро и зло» деятельностно, что школьник мог поставить себя в позицию размышления о его отношении к этому вопросу.

Задачи

Личностные – рассмотрение нравственных вопросов и определение позиции ученика по отношению к нравственным проблемам окружающего его мира;

Метапредметные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления смыслов в виде произведений искусств, понимание смысла изображенного;

Предметные предметным уровнем работы над понятием станут образцы культуры, в которых раскрываются понятия «добро и зло», нравственный потенциал произведений искусства.

Задания

Что делает учитель

Что делает ученик

Оборудо-

вание

План

1.  Понятие добра и зла в мировой культуре

2. Образ страшного суда как наказание за выбор зла.

3. Образ Страшного суда в музыке. Реквием.

4. Изображение Страшного суда в искусстве как отражение выбора добра и зла.

5. Проблема добра и зла в триптихе  "Воз сена" у Иеронима Босха.

Работа над понятием:

«добро»; «зло»

 

Рабочая

тетрадь

"Основы

светской

этики"

I этап

Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы.

 

Вопросы и задания:

 

Определите, что для вас «добро» и что «зло»;

С каких позиций Вы рассматри-ваете эти понятия?

Работа в тетради:

Добро – это…

Зло – это…

 

Задание:

Прочитайте притчу.

 

 

 

 

 

 

 

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет

зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет

добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какого волка кормишь ты? Ответь на этот вопрос после изучения темы».

Рабочая тетрадь с первоисточ-никами

С. 6.

Задание 

Определите, какого волка кормите вы?

Понятие добра и зла в мировой культуре

 

Чтение текста;

Работа с текстом.

Понятия «добро» и «зло» взяты из христианского самосознания. Эти понятия в христианстве раскрывались через символы, отраженные в живописных, музыкальных и литературных произведениях, через библейскую и евангельскую мифологию, поэтому раскрывать эти вопросы можно только через произведения искусства, посвященные этой теме.

Евангелие:

 «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий»

 

 

               

Рабочая тетрадь с первоис-точниками С. 7-8.

 

Вопросы и задание:

 

1. Кто такой Отец в Евангелие?

2.Почему он отдал власть производить Суд Сыну?

3.  Кто такой Сын в Евангелие?

4 Какое отношение Суд имеет к проблеме добра и зла?

5.  Почему в твоей семье отец не передал  тебе такую власть?

Рабочая тетрадь с первоис-точниками С. 9.

Чтение текста;

Работа с текстом.

Страшный суд или Судный день – в религиях и верованиях — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.

Христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним».

Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников, живых и мёртвых Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые, но и всякое праздное их слово. Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намеренияслово Божие… судит помышления и намерения сердечные»).

Все они читают Писание, но слова невежественных людей похожи на их слова. В День воскресения Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях.

Начиная с XII века возникает сюжет Страшного суда в виде сошествия Христа в ад. На сценах страшного суда в этот период появляются изображения престола уготованного, архангела Михаила с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. В таких изображениях страшного суда присутствуют картины ада с мучениями грешников и рая с блаженством праведников.

В русской иконописи с XVI века в сцене Страшного суда начали помещать фигуру милостивого блудника, героя проложного сказания, который оставлен на границе ада и рая, так как хоть и творил милостыню, но не преодолел грех блуда.

Новый завет

«Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их, а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие и отделят злых из среды праведных. Всем нам должно явиться пред судилище».

Страшный суд в исламе:

Коран

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».

Иудеи сказали:

«Христиане не следуют прямым путем».

А христиане сказали:

«Иудеи не следуют прямым путем».

Вопросы и задания:

Гегель:

«Нравственность – это разум воли».

1.Как вы понимаете слова Гегеля о том, что быть нравственным – это большая работа над собой, то есть воля?

2.Почему делать добро – это большой труд?

Рабочая тетрадь с первоис-точниками

С. 9.

 

2. Образ Страшного суда в музыке. Реквием

Задание:

Прослушайте внимательно музыку Моцарта "Реквием"по частям и ответьте на вопросы.

Реквием (Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, Реквием является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

СД-диск с произведе-

нием Моцарта.