Роль культуры как системы передачи смыслов человеческого бытия в формировании основ духовности общества

25.12.2015 14:44

В 1995 году Умберто Эко, великий итальянский философ, писатель, автор книг «Имя розы», «Маятник Фуко», на симпозиуме, проводившемся в Колумбийском Университете (США), составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма. В статье приводится только несколько черт:

-     «Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения.

-     В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.

-     Несогласие – это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Ур-фашизм замешан на расизме.

-      Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом.

-     Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, они держатся на презрении к слабому.

-     Ур-фашизм говорит на Новоязе».

Возможно ли возрождение фашизма в нашей стране сегодня? Каковы причины такого явления в Европе, в России после того, как наш народ совершил великий подвиг и освободил мир от нацизма и фашизма?

ХХ век в жизни человечества – самый тяжелый, самый кровавый, самый страшный век. Мы привыкли считать, исходя из теории прогресса, порожденной эпохой Просвещения, что мы лучше, умнее, нравственнее всех предыдущих поколений. Но никогда человечество прежде не знало концлагерей, мировых войн, медицинских экспериментов над людьми. Поставлен вопрос о доверии самому разуму.

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей творится зло. В постмодернистскую эпоху происходит отчуждение человека от собственного сознания, что возвращает его как в древности к мифологическому сознанию. Мифологичность сознания человека определяется господством идеологии. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка, невозможно понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка».

В России хорошо знают стихотворение Мартина Нимёллера, пастора, который поддержал фашизм, но потом открыто выступил против него. Нимёллер был и заключён в Заксенхаузен, затем в Дахау. Он был освобождён войсками союзников. Нимёллер понимал и признавал свою вину за преступления нацистов:

Когда нацисты пришли за коммунистами,

я молчал, я же не коммунист.

Потом они пришли за социал-демократами,

я молчал, я же не социал-демократ.

Потом они пришли за профсоюзными деятелями,

я молчал, я же не член профсоюза.

Потом они пришли за евреями,

я молчал, я же не еврей.

А потом они пришли за мной,

и уже не было никого, кто бы мог протестовать.

Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX  – начале XXI столетия культура ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г. Маркузе) [4]. Джон Дьюи говорил: «…Поле боя находится и здесь, в нас самих, и в наших общественных институтах». Мы равнодушно взираем на то, что происходит в стране, в обществе, в мире, или мы в ответе за все в этом мире. Именно такую ответственную позицию демонстрирует Марина Ивановна Цветаева в ответ на приход фашистов в Чехословакию:

О слезы на глазах!

Плач гнева и любви!

О Чехия в слезах!

Испания в крови!

 

О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора пора пора

Творцу вернуть билет.

 

Отказываюсь быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь жить.

С волками площадей

 

Отказываюсь выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть

Вниз по теченью спин.

 

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один отказ.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС организуется по разным направлениям развития личности. В вопросах духовно-нравственного, социального, общекультурного развития можно говорить о необходимости противостояния национализму, нарастающему в мире фашизму. Эрих Фромм в работе, посвященной вопросам свободы и борьбы с фашизмом «Бегство от свободы», говорит об условии, при котором борьба с фашизмом будет успешной: «Если мы хотим бороться с фашизмом, то мы должны его понимать» [3, с. 79–127].

Современный федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой и учителем задачу воспитания обучающегося в духе патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной. Ученик должен знать основы культурного наследия народов России и человечества; усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества.

ФГОС общего образования предполагает формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

В современной литературе есть произведение, которым автор предупреждает об опасности фашизма еще в 80-х годах ХХ века в нашей стране. Это поэма «Ров» Андрея Вознесенского [3, с. 79–127]. Он дает еще одно название поэме – «Духовный процесс». Говоря о противостоянии фашизму, необходимо рассматривать вопросы духовного развития личности.

 

Сценарий внеклассного мероприятия

Роль культуры в противостоянии современному фашизму

 

Эпиграф:

Не порежьте лопатой духовных грибниц,

повылазит страшней, чем чума…

Андрей Вознесенский

Цель

 

Показать роль культуры в противостоянии современной агрессии нацизма, фашизма (на примере двух произведений: «Ров» А. Вознесенского и 7-й симфонии Д. Шостаковича).

Задачи

 

Личностные – показать роль культуры в становлении личности, в ценностном самоопределении учащегося и развитии его духовности.

Метапредметные – развивать у обучающегося способность осуществлять социальное действие (противостоять фашизму).

Предметные – знакомить с произведениями искусства, показать роль и место произведений искусства в противостоянии нарастанию фашизма в обществе.

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, классная доска.

Этапы урока (классного часа)

Содержание урока 

(классного часа)

Оборудование

I этап -  формулировка проблемы урока (классного часа)

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и задания

В конце 30-х годов – в 1940-м, еще до начала Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович, понимая, что в мире идет нарастание опасности фашизма, написал вариации на тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.

1.   Прослушаем 1 часть симфонии № 7 Д. Шостаковича.

2.   Опишите основную тему произведения.

3.  О чем рассказывает композитор? (Тема нашествия темной силы, нарастания угрозы, опасности.)

4. Может ли культура остановить нашествие зла?

5. Как вы понимаете слова Алексея Толстого:

«На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой».

СД-диск.

Портрет

Д. Шостаковича

Проблема урока

Какую роль в жизни человека играет великая культура – музыка Д. Шостаковича, стихи великих поэтов, живопись?

 

II этап

Работа с литературными и музыкальными работами для поиска решения проблемы.

1.  Чтение отрывков из произведения А. Вознесенского «Ров». Работа над понятиями:

«духовные грибницы», «связь распалась времен», «алчь»

Обратимся к стихам А. Вознесенского

…Черепа. Тамерлан. Не вскрывайте гробниц.

Разразится оттуда война.

Не порежьте лопатой

духовных грибниц!

Повылазит страшней, чем чума.

Симферопольский не прекратился процесс.

Связь распалась времён?

Психиатра – в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

что условно я «алчью» назвал?!...

А. Вознесенский

Вопросы

1.   Как вы понимаете слова поэта?

2.    «Духовные грибницы» - что это?

3.  Что может быть страшней чумы в наше время?

4. Почему бездуховный процесс поэт называет «алчь»? Вы с ним согласны?

5.   Сравните слова А. Вознесенского «Связь распалась времён» со словами Бориса Пастернака: «Какое, милые, у нас / Тысячелетье на дворе?» О чем говорят поэты?

6.  Почему надо помнить историю своего народа, чтить ее, следовать ей?

Б. Пастернак

Дополнительные сведения

В июне 1941 года советские археологи прибыли в Самарканд. Они должны были вскрыть для исследования могилу Тамерлана. Но на могиле были выбиты слова для тех, кто осмелится потревожить покой великого завоевателя, о том, что посягнувший на могилу выпустит демонов опустошительной войны на свою страну и будет наказан. Саркофаг вскрыли. Когда вернулись в гостиницу, узнали, что началась война.

 

2.      Симфония № 7 Д. Шостаковича

 

Задание

Послушаем часть 1 симфонии № 7. Что этой музыкой говорит нам композитор?

СД-диск.

Часть 1

Рассказ учителя

Симфония написана в 1941 году в осажденном Ленинграде. 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолеты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб:

 

Чтение и обсуждение высказывания

Д. Шостаковича

о симфонии

 

«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом?

Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту…

Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать».

Д. Шостакович

Задание

Прослушаем 1 часть симфонии

 

Главная партия близка русским «богатырским» – размашистые, раскачивающиеся интонации, тяжеловатые унисоны.

Вслед за главной партией звучит лирическая побочная мажорная тема. Тихая и даже как будто застенчивая в выражении чувств музыка глубоко искренна.

 

Вопросы

 

Обсуждение части 1 симфонии.

1.  Почему главная тема – богатырская?

2.  Почему побочная тема – мажорная, ведь идет тяжелая война? Что хотел выразить этим развитием темы композитор?

 

Д. Шостакович:

 «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…».

 

Рассказ учителя

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Ильича Элиасберга (дирижера), признались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Галина Лелюхина, флейтистка: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

 

Вопросы 

1.  Может ли в нашей стране появиться фашизм после такой тяжелой победы над ним?

2.  Стольких жертв? 

3.  В стране Д. Шостаковича и его музыки?

 

3. Чтение и обсуждение поэмы А. Вознесенского «Ров».

Знакомство с произведением Андрея Вознесенского «Ров»

 

«7 апреля 1986 года мы с приятелями ехали от Симферополя по Феодосийскому шоссе. Таксист Василий Фёдорович Лесных вновь и вновь повторял свою тягостную повесть.

Здесь, под городом, на 10-м километре, во время войны было расстреляно 12 тысяч мирных жителей: «Ну, мы, пацаны, мне лет десять тогда было, бегали смотреть, как расстреливали. Привозили их в крытых машинах. Раздевали до исподнего. От шоссе шёл противотанковый ров. Так вот, надо рвом их и били из пулемёта. Кричали они все страшно – над степью стон стоял. Был декабрь. Все снимали галоши. Несколько тыщ галош лежало. Мимо по шоссе ехали телеги. Солдаты не стеснялись. Солдаты все пьяные были. Заметив нас, дали по нам очередь. Да, ещё вспомнил – столик стоял, где паспорта отбирали. Вся степь была усеяна паспортами. Многих закапывали полуживыми. Земля дышала. Потом мы нашли в степи коробочку из-под гуталина. Тяжёлая. В ней золотая цепочка была и две монеты. Значит, все сбережения семьи. Люди с собой несли самое ценное.

Потом я слышал, кто вскрывал это захоронение, золотишко откапывал. В прошлом году их судили. Ну, об этом уже вы в курсе»...

А. Вознесенский

Вопросы и обсуждение

1.  Какие люди могли посметь раскапывать могилы с целью извлечения золота? Брать его у мертвых?

2.  Как мы назовем этих людей?

3.  Можно относиться к этим людям как к пособникам фашистов? Как к фашистам?

 

Чтение произведения «Ров»

«Я не только знал, но и написал поэму под названием «Алчь» об этом. Подспудно шло другое название: «Ров». Я расспрашивал свидетелей. Оказавшиеся знакомые показывали мне архивные документы. Поэма окончилась, но всё не шла из ума. Снова и снова тянуло на место гибели. Хотя, что там увидишь? Лишь заросшие километры степи».

«Вылезаем. Василий Фёдорович заметно волнуется. Убогий, когда-то оштукатуренный столп с надписью о жертвах оккупантов осел, весь в трещинах, говорит скорее о забвении, чем о памяти. К горизонту шли изумрудные всходы пшеницы.

И вдруг – что это?! На пути среди зелёного поля чернеет квадрат свежевырытого колодца; земля сыра ещё. За ним – другой. Вокруг груды закопанных костей, истлевшая одежда. Чёрные, как задымленные, черепа. «Опять роют, сволочи!» - Василий Фёдорович осел весь. Это было не в кинохронике, не в рассказах свидетелей, не в кошмарном сне - а здесь, рядом. Вот только что откопано. Череп, за ним другой. Два крохотных, детских. А вот расколотый на черепки взрослый. «Это они коронки золотые плоскогубцами выдирают».

В ужасе глядим друг на друга, всё не веря, как в страшном сне это. До чего должен дойти человек, как развращено должно быть сознание, чтобы копаться в скелетах, рядом с живой дорогой, чтобы крошить череп и клещами выдирать коронки при свете фар. Причём даже почти не скрываясь, оставив все следы на виду, демонстративно как-то, с вызовом. А люди, спокойно мчавшиеся по шоссе, наверное, подшучивали: «Кто-то опять там золотишко роет?» Да все с ума посходили, что ли?! Рядом с нами воткнут на колышке жестяной плакат:

«Копать запрещается – кабель».

 

Вопрос, который задает А. Вознесенский:

1.      Кабель нельзя, а людей можно?

2.      Как вы ответите на вопрос поэта?

 

Чтение произведения «Ров»

«Память людей священна. Почему не подумать не только о юридической, но и о духовной защите захоронения? Кликните клич, и лучшие скульпторы поставят стелу или мраморную стенку. Чтобы людей священный трепет пробрал. 12 тысяч достойны этого. Мы, четверо, стоим на десятом километре. Нам стыдно, невпопад говорим – что, что делать? Может, газон на месте разбить, плитой перекрыть и бордюр поставить? Да и об именах не мешало бы вспомнить. Не знаем что - но что-то надо сделать, и немедленно».

 

Вопрос, который задает А. Вознесенский:

1.      «Ты куда ведёшь, ров?»

2.  Почему такое отношение к могилам расстрелянных фашистами людей?

3. Чем опасно такое беспамятство?

 

4.Симфония № 7 Д. Шостаковича

 

Обратимся вновь к 1 части симфонии. Тема нашествия симфонии Д. Шостаковича

В девятой вариации к железному звучанию темы (у труб и тромбонов в верхнем регистре) присоединяется мотив стона. И наконец, в двух последних вариациях тема приобретает торжествующий характер. Кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя.

Но тут происходит неожиданное. Резко сменяется тональность. Вступает дополнительная группа труб, валторн и тромбонов. Звучит драматический мотив, который называют мотивом сопротивления.

СД-диск. Д. Шостакович. 

Симфония № 7. 

Часть 1.

Вопросы

1.Почему возникает тема сопротивления в симфонии?

2.Что хотел этой темой сказать композитор?

 

5. Поэма А.  Вознесенского «Ров»

 

Чтение поэмы А. Вознесенского

 

Обращаюсь к читательским черепам:

неужели наш разум себя исчерпал?

Мы над степью стоим.

По шоссе пылит Крым.

Вздрогнул череп под скальпом моим.

Рядом – чёрный,

как гриб-дымовик, закопчён.

Он усмешку собрал в кулачок.

Я почувствовал

некую тайную связь –

будто я в разговор подключён -

что тянулась от нас

к аппаратам без глаз,

как беспроволочный телефон.

– ...Марья Львовна, алло!

– Мама, нас занесло...

– Снова бури, помехи космич...

– Отлегло, Александр?

– Плохо, Фёдор Кузьмич...

– Прямо хичкоковский кич...

 

А. Вознесенский.

портрет

 

Вопросы и обсуждение

1.         О какой связи говорит поэт «Я почувствовал некую тайную связь»?

2.         А вы чувствуете связь?  В чем должна проявляться такая связь?

3.         О чем говорит поэт словами: «неужели наш разум себя исчерпал»?

 

III этап. Разрешение проблемы

 

Чтение поэмы «Ров»

Какой, к чёрту, поэт ты, «народа глас»?

Что разинул свой каравай?

На глазах у двенадцати тысяч пар глаз

сделай что-нибудь, а не болтай!

Не спасёт старшина.

Посмотри, страна, –

сыну мать кричит из траншей.

Окружающая среда страшна,

экология духа - страшней.

Я куда бы ни шёл,

что бы я ни читал, –

всё иду в симферопольский ров.

И, чернея, плывут черепа, черепа,

как затмение белых умов.

И когда я выйду на Лужники,

то теперь уже каждый раз

я увижу требующие зрачки

двенадцати тысяч пар глаз.

Ты куда ведёшь, ров?

Ни цветов, ни сирот.

Это кладбище душ – геноцид.

Степью смерч несётся из паспортов.

И никто не принёс гиацинт.

 

Вопросы, обсуждение

1.   Что может сделать поэт против нарастания фашизма, против бездуховности? А он должен что-то делать?

2.   Что такое «экология духа»? О чем говорит поэт?

3. Говоря о «кладбище душ», что имеет в виду поэт? О чьих душах он – о тех, кто расстрелян или о тех, кто копает?

 

Чтение поэмы. Кто копал и что копали?

«Убивали их в декабре 1941 года. Симферопольская акция – одна из запланированных и проведённых рейхом.

Ты куда ведёшь, ров, куда?

В дело № 1586. «...систематически похищали ювелирные изделия из захоронения на 10-м километре. В ночь на 21 июня 1984 года, пренебрегая нормами морали, из указанной могилы похитили

золотой корпус карманных часов весом 35,02 гр. из расчёта 27 рублей 30 коп. за гр.,

золотой браслет 30 гр. стоимость 810 руб. – всего на 3325 руб. 68 коп.

13 июля похитили золотые коронки и мосты общей стоимостью 21925 руб.,

золотое кольцо 900-й пробы с бриллиантом стоимостью 314 руб. 14 коп.,

четыре цепочки на сумму 1360 руб.,

золотой дукат иностранной чеканки стоимостью 609 руб. 65 коп.,

89 монет царской чеканки стоимостью 400 руб. каждая»...

Кто был в деле? Врач московского института АН, водитель «Межколхозстроя», рабочий, подсобный рабочий, работник кинотеатра. Русские, азербайджанец, украинец, армянин. Возраст 28 – 50 лет. Отвечали суду, поблёскивая золотыми коронками. Двое имели полный рот «красного золота». Сроки они получили небольшие, пострадали больше те, кто перепродавал».

 

Вопросы и обсуждение

1.       Как вы понимаете ответ одного из осужденных:

«Одного спросили: «Как вы себя чувствовали, роя?» Ответил: «А как бы вы чувствовали себя, вынимая золотой мост, повреждённый пулей? Или вытащив детский ботиночек с остатком кости?» Они с трудом добились, чтобы скупка приняла этот бракованный товар».

2.    Как случилось, что этим людям не жалко расстрелянных, погибших детей, женщин, стариков?

3.    Как, при каких условиях появляются такие люди?

4.    Если рядом есть такие мародеры, ваши действие какие?

 

Рефлексия

 

Вопросы

1.   Как вы ответите на вопрос А. Вознесенского из поэмы 

«Ты куда ведешь, ров»?

2. Каковы причины роста бездуховности в обществе?

3.  Вы можете остановить фашизм?

4. Что для этого должен сделать каждый из вас?

 

 

Мир культуры, мир ценностей как смыслов человеческого бытия, как человеческого опыта не присваивается, не наследуется человеком автоматически. Человек должен переоткрывать все ценностные установки эпохи («из-обрести» – М. Бахтин). Только при этих условиях человек эти ценности присвоит. Культура переводит человека в другой способ мышления, а, следовательно, сознания и бытия, когда человек выстраивает сам свою жизненную программу, живет в мире активно, очеловечивает мир. Такая встреча с культурой может не состояться, тогда многие истины будут навсегда закрыты для человека.

Задача культуры состоит в том, чтобы поставить человека в такую ситуацию, при которой он открыл бы истины, существующие и открытые человечеством, откликнулся на них эмоционально, присвоил их, перевел бы общечеловеческие ценности в личностные, или как об этом процессе говорит Ж.П. Сартр, чтобы возникли отношения [5, с. 47]. Это произойдет при условии доведения «…каждой из спорящих точек зрения до максимальной силы и глубины и разворачивании всех заложенных в данной точке зрения смысловых возможностей. И эта, углубляющая чужую мысль, активность возможна только на почве диалогического отношения к чужому сознанию, к чужой точке зрения» [1, с. 80–81].

Но отношение к образованию в обществе как к одному из видов ресурсов постиндустриального мира, одной из потребительских услуг (образовательная услуга), проявляется в рассмотрении образования с экономической позиции и в выхолащивании главного в образовании – образование как основа духовности общества, как система передачи смыслов человеческого бытия, культуры. Этот процесс ведет к разрыву связи поколений. Вспоминая слова Бориса Пастернака: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» Данный разрыв происходит на нравственном уровне.

Определяющим условием развития всего современного мира стал фактор культуры как совокупность способов передачи знаний, ценностей, норм от поколения к поколению, от одной личности к другой (С. Ячин) [6, с. 127]. Именно это переориентирует наше сознание, освобождает его от абсолютных предначертаний бытия и иначе актуализирует всеобщий смысл бытия, «бытия в культуре» [2, с. 300]. Такие изменения, происшедшие в положении человека в мире, превращают человека в центральное звено научной картины мира, требуют внимания к его ментальности.

Анализ процессов, происходящих в современную эпоху, требует нового, постнеклассического подхода, в задачи которого входит описание сложных, эволюционирующих систем и процессов, объектом которых является внутренний мир человека, культура, история, общество, «человекоразмерность» этого подхода (В. Степин: сложные, исторически развивающиеся объекты, включающие в себя человека, и соразмерные с его действиями).

Современная эпоха требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения (выполнить роль аттракторов в период хаоса). Ситуация в стране поднимает проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности. Такими личностями должны быть великие деятели искусств, их произведения. Надо погружать школьников в мир культуры, чтобы они открывали и присваивали ценности, выработанные на протяжении веков человечеством.

 

Литература

1.     Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 138 с.

2.    Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В.С. Библер. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 413 с.

3.     Вознесенский, А. Ров. Стихи. Проза [Текст] / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, 1987. – 735 с.

4.   Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. – 526 с.

5.    Сартр, Ж.П. Что такое литература? Слова [Текст] / Ж.П. Сартр / Пер. с фр. – Минск: ООО «Попурри», 1999. – 448 с.

6.    Ячин, С.Е. Состояние метакультуры [Текст] / С.Е. Ячин // Философия и культура (Научный журнал Института философии РАН). – 2008. – № 7. – С. 126–139.