Сценарии уроков. История

04.05.2016 16:16

История. Системно-деятельностный подход к современному уроку истории

5 класс

Сценарий урока Счет лет в истории. 5 класс.pdf (471700)
Сценарий урока. Зарождение религии и искусства.docx (59779)
Сценарий уроков по формированию понятий Государство. Типы и формы государства.pdf (523110)
Сценарий урока Демократическое государственное устройство Афин.docx (24,5 kB)
Сценарии уроков Итог-обобщ урок. Понятие государство. Истории древнего мира 5 класс.docx (173,6 kB)
 
6 класс
Сценарий урока Последствия монголо-татарского ига для Русского государства.pdf (1022836)
 
7 класс
Сценарий урока Древнерусское искусство.pdf (3031057)
 
10 класс
Сценарий урока Творчество М.И. Цветаевой. История культуры России нач. ХХ в..DOC (131072)
 
11 класс
Сценарий урока Культура СССР. «Не порежьте духовных грибниц, повылазит страшней, чем чума».docx (172438)

Диалог Платона «Федон»

 (сократический диалог как основа системно-деятельностного подхода к сценированию современного урока) Комментарии Н.В. Громыко

I. Коммуникативная ситуация Объяснение ситуации
- … Да, Симмий и Кебет, если бы я не думал, что отойду, во-первых, к иным богам, мудрым и добрым, а во-вторых, к умершим, которые лучше живых, тех, что здесь, на Земле, я был бы не прав, спокойно встречая смерть.
- … Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью.
… Скажи, как мы рассудим: смерть есть нечто? Не что иное, как отделение души от тела, верно? А "быть мертвым" — это значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что душа, отделенная от тела, — тоже сама по себе?
… душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою.
- … То, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что расставшись с телом, душа уже больше нигде не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, когда человек умирает. Что душа умершего продолжает жить требует веских доказательств.
- … Верно, Кебет. Что же нам делать? Не хочешь ли потолковать об этом: может так быть или не может?
А. ученики Сократа удивлены его спокойствием перед смертью; Б. Сократ не пытается избежать смерти, спокойно ее ждет;

В. ученики констатируют противоречие: налагать на себя руки нельзя, но откуда спокойствие?

С. Сократ показывает, что смерть для него есть то, чем он занимался в течение всей жизни, а именно – философствование;

Д. ученики не могут разделить с философом такое понимание смерти.
Сократ вводит тот предмет исследования, который переопределяет весь разговор
II. Теоретическое отношение к предмету исследования Аргументы
- … Все, в конце концов, приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства и возникновение прекратилось бы.
- … Если бы все, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало – разве не ясно, что, в конце концов, все стало бы мертво и жизнь бы исчезла? то, что называют мужеством, не свойственно ли в наивысшей степени людям, о которых идет у нас беседа?
рассудительность — то, что так называет обычно большинство: умение не увлекаться страстями, но относиться к ним сдержанно, с пренебрежением,- не свойственна ли она тем и только тем, кто больше всех других пренебрегает телом и живет философией;
подлинная добродетель: она сопряжена с разумением истинное — это действительно очищение от всех [страстей], а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение — средство такого очищения.
Вопрос о природе души:

Первый аргумент:
если бы не было перехода противоположностей друг в друга, то все остановилось бы на одной из них;

Второй аргумент:
наличие общих понятий, которые нельзя вычитать из чувственных вещей, но которые душа может только «припомнить», что свидетельствует о ее бессмертии.

Третий аргумент:
тело подвержено тлению, душа обладает противоположными телу качествами: тождественна сама себе, неразрушима, неразложима, бессмертна.
III. Воспроизводство знаний, выработанных в философской традиции (в культуре)
Пифагореец Кебет не верит в бессмертие души.
Проблема:
причины жизни каждого явления.
Четвертый аргумент:
- Введение в ситуацию теории Анаксимена, Эмпедокла, Гераклита (натурфилософия) и Анаксагора (учение об Уме).
- Сократ вскрывает неразрешимые вопросы, которые встают в ходе размышлений.
- Выход к пределам мыслимого в ходе реконструкции учений. Собственное определение души как самотождественном и неуничтожимом эйдосе жизни.
IV. Передача собственного метода как средства получения нового теоретического знания об устройстве мира -
V. Теоретическое и практическое доказательство истинности найденного и переданного им теоретического знания, что способствует организовать и определить весь жизненный путь. Теоретическое знание превращается в антропологическое: оно становится сущностным принципом личностной организации человека.

Учебные пособия и презентации по истории