Теория Питирима Сорокина

04.01.2016 09:31

 

Черты идеациональной культуры:

Реальность:

Черты чувственной культуры:

 природа реальности –

понимается как невоспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие;

считает реальностью только то, что дано органами чувств, она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее; она мыслится как становление, процесс, изменение, течение, прогресс, преобразование;

природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены

– цели и потребности в основном духовные;

потребности и стремления в основном физические;

степень, в какой эти цели и потребности удовлетворяются

– степень их удовлетворения максимальная и на высочайшем уровне;

все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.

способ их удовлетворения

– способ их удовлетворения или реализации, добровольная минимизация большинства физических потребностей, в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. На базе этого пункта можно выделить аскетический и активный идеационализм.

способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.

На основе способа реализации можно выделить три типа:

1. активная чувственная культурная ментальность – активное «эпикурейство»;

2. пассивная чувственная ментальность – пассивное «эпикурейство»;

3. циничная чувственная ментальность – циничное «эпикурейство».

Черты идеациональной культуры:

Понимание ценностей в культуре:

 

Черты чувственной культуры:

моральные ценности

ассоциируются с ценностями абсолютными, вечными и нетленными. Идеациональная система морали отмечена безразличием к внешнему эмпирическому миру, его материальным ценностям – «царство мое не от мире сего»;

выбирает и предпочитает чувственные, эмпирические, материальные ценности: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм. Трансцендентные или сверхчувственные ценности игнорируются и высмеиваются, или упоминаются для укрепления собственных принципов;

 

эстетические ценности –

стиль в искусстве – символический, физические образцы – лишь видимые знаки невидимого мира и внутренних ценностей;

 

искусство должно быть по форме чувственным, «натуралистическим», воспроизведение объектов в форме, которая наилучшим образом имитирует ту, в какой они являются нашим органам чувств;

 

темы, задачи и цели искусства

 

– служение религии, абсолютистской этике, вечным ценностям;

чувственное искусство имеет дело с такими материями, которые способствуют увеличению чувственного счастья человека;

 

социальные и практические ценности –

или безразличие ко всем преходящим и иллюзорным ценностям, или враждебность по отношению к ним как причинам нарушения внутренней гармонии и гибели души.

 

одобрение всего, что увеличивает общую сумму чувственных наслаждений; все, что приводит к контролю человека над природой и другими людьми, служащему средством удовлетворения постоянно растущих потребностей. Денежная стоимость становится средством измерения научных, художественных, моральных и других ценностей.