ОРКСЭ: сценарии уроков, презентации, пособия...

Учебное пособие по "Основам православной культуры". 4 класс

Оглавление
Что изучает предмет «Основы православной культуры»
§ 1. Россия – наша Родина
§ 2. Крещение Руси – важнейшее культурное событие в истории России
§ 3. Икона, фреска, мозаика в православной культуре
§ 4. Иконописные школы на Руси
§ 5. Житийная икона в православной культуре
§ 6. Иконостас и его роль в церкви
§ 7. Православная скульптура
§ 8. Образы Богоматери в православном искусстве. Введение во храм
§ 9. Образ Богоматери в православном искусстве. Мадонна с младенцем
§ 10. Образ Христа в изобразительном искусстве
§ 11. Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа, отраженные в православной иконописи
§ 12. Храм. Типы и виды православных храмов
§ 13. Монастырь в православной культуре
§ 14. Деятельность монастырей. Благотворительность
§ 15. Кирилл и Мефодий. Создание славянской письменности
§ 16. Православная книга. Первопечатник Иван Федоров
§ 17. Школа и образование в православной культуре
§ 18. Православные философы и ученые
§ 19. Образы православных святых в искусстве
§ 20. Блаженные и юродивые на Руси, их образы в искусстве
§ 21. Православная живопись русских художников 19 века
§ 22. Православная живопись русских художников 20 века
§ 23. Музыка в православной культуре
§ 24. Православная семья. Изображение Благовещения в искусстве
§ 25. Православная семья. Домострой
§ 26. Православная семья. Притча о блудном сыне
§ 27. Православный календарь
§ 28. Православные праздники. Покров
§ 29. Православные праздники. Сретение Господне
§ 30. Любовь и уважение к Отечеству
Словарь





Урок 18  Православные философы и ученые

 
Пример текста урока:
Вы узнаете:
1. Как развитие образования на Руси способствовало развитию философии и науки.
2. Имена ученых и философов России.
Развитие образования на Руси, появления рукописных, затем печатных книг, развитие библиотечного дела не могло не привести к развитию науки и появлению выдающихся писателей, философов и ученых. Одним из таких выдающихся писателей и мыслителей был Иларион. Из сочинений Илариона до нас дошло «Слово о законе и благодати». Иларион, благодаря своему образованию и подвижнической жизни, стал очень известен. Его уважал великий князь, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Епифаний Премудрый - православный святой, составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, жил в конце 14-начале 15 века. Сведений о нём мало. В молодости жил в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Там он изучил греческий язык и хорошо усвоил библейские тексты. Вероятно, в 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» знаменитого Сергия Радонежского. Он переписывал рукописные книги. Стефан Пермский был епископом Русской православной церкви и проповедовал христианство в землях коми. Он создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
Даниил Заточник:
«Моление»: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облака глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая». 1. О чем говорит Даниил Заточник?
2. Чем важен человек, по мнению Даниила Заточника?
Величайший русский ученый Михаил Ломоносов был убежден, что, чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Он был первым русским учёным-естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком и физиком. Михаил Ломоносов изучал свет и электричество, заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк – вот то немногое, что можно сказать о Ломоносове. Павел Александрович Флоренский был русским православным священником, богословом, религиозным философом, учёным, поэтом. П.А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, занимался физикой и математикой, работал в области техники и материаловедения. Другое направление его деятельности — искусствоведение и музейная работа. Павел Флоренский работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, написал ряд работ по древнерусскому искусству.
Дополнительное чтение
1. В чем Иларион видит благодать?
2. Что для него истина?
«Слово о законе и благодати митрополита Илариона»
«О законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, которым мы были крещены; и молитва к богу от всей земли нашей «Прежде был дан закон, а потом - благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная - да разумеет читающий»! Вопросы и задания
1. Как соединяется вера в Бога и занятие наукой?
2. Почему верующие люди на Руси проявляли большой интерес к науке, к философии?





 


Основы духовно-нравственной культуры народов России

(5 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая тетрадь. 5 класс
Данная рабочая тетрадь предназначена для учеников 5 класса, изучающих предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Пособие раскрывает вопросы, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте. Данное пособие раскрывает вопросы духовно-нравственной культуры народов России на примерах шедевров российской культуры в отличие от предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класса, построенной на изучении шедевров культур разных народов мира. Пособие обращается к культуре в четырех основных конфессиях России: православие, иудаизм, ислам, буддизм.
Пособие можно использовать для проведения уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Материал каждого раздела избыточен, его можно использовать на классных часах, на уроках истории 5-11 класса при изучении вопросов истории культуры и религий, на уроках обществознания.
Пособие построено на основе системно-деятельностного подхода и направлено на достижение личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы.
Содержание
Раздел I. Историческая роль традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности
Тема 1. Становление и развитие традиционных религий в духовнонравственной культуре народов России
1.1. Становление православия в России. Крещение Руси. 1.2. Становление и развитие иудейской культуры 1.3. Становление и развитие исламской культуры 1.4. Становление и развитие буддийской культуры Тема 2. Священные книги в религиозных культурах
2.1. Священные книги в православной культуре 2.2. Священные книги в иудейской культуре 2.3. Священные книги в исламской культуре 2.4. Священные книги в буддийской культуре
Раздел II. Основные нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России
1.1. Нравственные заповеди в православной культуре 1.2. Нравственные заповеди в иудейской культуре 1.3. Нравственные заповеди в исламской культуре 1.4. Нравственные заповеди в буддийской культуре
Раздел III. Основы духовно-нравственной культуры народов России
1.1. Духовно-нравственная ценность семьи в православной культуре 1.2. Духовно-нравственная ценность семьи в иудейской культуре 1.3. Духовно-нравственная ценность семьи в исламской культуре 1.4. Духовно-нравственная ценность семьи в буддийской культуре
Раздел IV. Формирование представлений о культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества
1.1. Православная культура 1.2. Иудейская культура 1.3. Исламская культура 1.4. Буддийская культура





"Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочие тетради для учеников 4 класса


Основы православной культуры. Рабочая тетрадь

В данном пособии приведены тексты, иллюстрации, литературные произведения, которые своим содержанием раскрывают многие этические и нравственные вопросы. Пособие построено в логике системно-деятельностного подхода и направлено на получение личностных и метапредметных результатов обученности. В пособии есть задания, основанные на диалоге культур, что соответствует современному федеральному государственному образовательному стандарту.

Пособие предназначено также для учителей истории, которые в пособии найдут материал для уроков по теме культуры разных народов мира, также для учителей, классных руководителей для проведения внеклассной воспитательной работы и воспитания религиозной терпимости. Рабочие тетради к учебникам по "Основам религиозных культур и светской этики", Издательства "Просвещение". Рабочая тетрадь: «Основы иудейской культуры»

Рабочая тетрадь предназначена для ученика 4 класса, изучающего модуль «Основы иудейской культуры» и являются рабочей тетрадью к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры», автор М.А. Членов к § 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30.

Рабочая тетрадь: «Основы буддийской культуры»

Рабочая тетрадь предназначена для ученика 4 класса, изучающего модуль «Основы буддийской культуры» в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» и соответствуют учебному пособию В.Л. Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» (уроки 1, 5, 6, 9, 12, 13, 15, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Рабочая тетрадь: "Основы исламской культуры"

Учебное пособие предназначено для ученика 4 класса, изучающего модуль «Основы исламской культуры». Пособие является дополнением к учебному пособию Д.И. Латышиной и М.Ф. Муртазина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры». 4-5 классы, уроки 1, 2, 10, 19,20, 22, 23, 26, 27, 28, 30.

Рабочая тетрадь: «Основы мировых религиозных культур» 

Учебное пособие предназначено для ученика 4 класса, изучающего модуль «Основы мировых религиозных культур». Пособие является дополнением к учебному пособию А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы, уроки 1, 9, 10, 12, 14, 15, 25, 26, 17, 29, 30.

Рабочая тетрадь: "Основы светской этики" 

Учебное пособие является рабочей тетрадью и предназначено для ученика, изучающего модуль «Основы светской этики». В данном пособии приведены тексты, иллюстрации, музыкальные произведения, которые своим содержанием раскрывают многие этические и нравственные вопросы. Пособие содержит примеры работы с образцами православной, католической, иудейской, буддисткой и мусульманской культур.

Учебное пособие построено как рабочая тетрадь, в которой можно выполнять многие задания по вопросам нравственного развития школьника.

Содержание

 Пояснительная записка

Уроки 5-6. Добро и зло. Проблема добра и зла, отражённая в мировой культуре

Уроки 7-8. Пороки и добродетели. Отражение человеческих пороков в искусстве

Уроки 7-8. Пороки и добродетели. Отражение человеческих добродетелей в искусстве

Уроки 9-11. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг

Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений. Семейные ценности


Презентации по предметной области:

 "Основы религиозных культур и светской этики"

«Добро и зло. Проблема добра и зла, отраженная в мировой культуре»
Цель: Раскрыть основные понятия нравственности «добро и зло» деятельностно, что школьник мог поставить себя в позицию размышления о его отношении к этому вопросу.
Задачи Личностные – рассмотрение нравственных вопросов и определение позиции ученика по отношению к нравственным проблемам окружающего его мира;
Метапредметные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления смыслов в виде произведений искусств, понимание смысла изображенного;
Предметные – предметным уровнем работы над понятием станут образцы культуры, в которых раскрываются понятия «добро и зло», нравственный потенциал произведений искусства.-
Задания Что делает учитель Что делает ученик
План 1. Понятие добра и зла в мировой культуре
2. Образ страшного суда как наказание за выбор зла.
3. Образ Страшного суда в музыке. Реквием.
4. Изображение Страшного суда в искусстве как отражение выбора добра и зла.
5. Проблема добра и зла в триптихе "Воз сена" у Иеронима Босха.
Работа над понятием: «добро»; «зло» Рабочая тетрадь
"Основы светской этики"
I этап Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы.
Вопросы и задания: Определите, что для вас «добро» и что «зло»;
С каких позиций Вы рассматриваете эти понятия?
Работа в тетради:
Добро – это…
Зло – это…
Задание: Прочитайте притчу. «Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какого волка кормишь ты?
Ответь на этот вопрос после изучения темы.
Рабочая тетрадь с первоисточниками.  С. 6.
Вопросы и задание: Определите, какого волка кормите вы?-
Чтение текста; Работа с текстом. Понятия «добро» и «зло»
взяты из христианского самосознания. Эти понятия в христианстве раскрывались через символы, отраженные в живописных, музыкальных и литературных произведениях, через библейскую и евангельскую мифологию, поэтому раскрывать эти вопросы можно только через произведения искусства, посвященные этой теме.
Рабочая тетрадь с первоисточниками  С. 7-8.
Евангелие:
«Отец не судит никого,
но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий»
Вопросы и задания: 1.Как вы понимаете слова
 Гегеля о том, что быть нравственным – это большая работа над собой, то есть воля?
2.Почему делать добро – это большой труд?
Рабочая тетрадь с первоисточниками  С. 9.
Гегель: «Нравственность – это разум воли».
Задание: Прослушайте внимательно музыку Моцарта "Реквием"по частям и ответьте на вопросы.
СД-диск с произведением Моцарта.
Реквием — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, —
траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, Реквием является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Рефлексия: Какого волка вы кормите? Определите, что такое для вас "добро"? "зло"?