Преподаем историю православной культуры:

Предмет "Основы православной культуры"

1. Авторское учебное пособие

"Основы православной культуры". 

 4 класс

Курс по предметной области "Основы православной культуры", разработанный автором состоит из учебного пособия, рабочей тетради для учеников, учебно-методическим пособием для учителя, презентаций по каждому уроку:

Пример урока по учебному пособию. Урок 18. Православные философы и ученые.

Вы узнаете:
1. Как развитие образования на Руси способствовало развитию философии и науки.
2. Имена ученых и философов России.
Развитие образования на Руси, появления рукописных, затем печатных книг, развитие библиотечного дела не могло не привести к развитию науки и появлению выдающихся писателей, философов и ученых. Одним из таких выдающихся писателей и мыслителей был Иларион. Из сочинений Илариона до нас дошло «Слово о законе и благодати». Иларион, благодаря своему образованию и подвижнической жизни, стал очень известен. Его уважал великий князь, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Епифаний Премудрый - православный святой, составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, жил в конце 14-начале 15 века. Сведений о нём мало. В молодости жил в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Там он изучил греческий язык и хорошо усвоил библейские тексты. Вероятно, в 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» знаменитого Сергия Радонежского. Он переписывал рукописные книги. Стефан Пермский был епископом Русской православной церкви и проповедовал христианство в землях коми. Он создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
Даниил Заточник:
«Моление»: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облака глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая». 1. О чем говорит Даниил Заточник?
2. Чем важен человек, по мнению Даниила Заточника?
Величайший русский ученый Михаил Ломоносов был убежден, что, чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Он был первым русским учёным-естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком и физиком. Михаил Ломоносов изучал свет и электричество, заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк – вот то немногое, что можно сказать о Ломоносове. Павел Александрович Флоренский был русским православным священником, богословом, религиозным философом, учёным, поэтом. П.А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, занимался физикой и математикой, работал в области техники и материаловедения. Другое направление его деятельности — искусствоведение и музейная работа. Павел Флоренский работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, написал ряд работ по древнерусскому искусству.
Дополнительное чтение
1. В чем Иларион видит благодать?
2. Что для него истина?
«Слово о законе и благодати митрополита Илариона»
«О законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, которым мы были крещены; и молитва к богу от всей земли нашей «Прежде был дан закон, а потом - благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная - да разумеет читающий»! Вопросы и задания
1. Как соединяется вера в Бога и занятие наукой?
2. Почему верующие люди на Руси проявляли большой интерес к науке, к философии?





 

Презентации к урокам по учебному пособию "Основы православной культуры"


2. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь

(Рабочая тетрадь к учебнику А. Кураева "Основы православной культуры")

В данном пособии приведены тексты, иллюстрации, литературные произведения, которые своим содержанием раскрывают многие этические и нравственные вопросы. Пособие построено в логике системно-деятельностного подхода и направлено на получение личностных и метапредметных результатов обученности. В пособии есть задания, основанные на диалоге культур, что соответствует современному федеральному государственному образовательному стандарту.

3. Культура и цивилизация: вопросы духовности...

Этапы становления современного человека по теории О. Шпенглера
Аполлоновская и фаустовская душа
Аполлоновская душа
1. интуиция заполненного завершившего в себе, конечного тела.
2. изваяние нагого тела
3. механическая статика, чувственные культы Олимпийских богов.
4. политически разделенные греческие города
5. рок Эдипа и символ Фаллуса (телесная жизнь). Лаокоон- символ физического страдания. Тело.
6. живопись, ограничивающая отдельные тела резкими линиями и контурами.
7. чужда идея внутреннего развития. Чужда рефлексия существования.
8. толпа рабов.
9. стереометрия (число-тело), плоскость- только положительные и целые числа. Привязанность к телу, страх выйти из него, за пределы города, страх аллеями, астрономией, морями, которые исследовали египтяне.
10. жизнь малым, обозримым. Отсутствие чувства ландшафта, горизонта.
11. время- нет автобиографии, нет прошлого и будущего, нет династий (нет археологии и астрологии). Нет летоисчисления. Строение из глины, не на века.
12. драма положений и ситуаций, трагедия момента.
13. лишенные чувства времени, дали, бесконечного, греки лишены и чувства заднего плана, потустороннего. Смысл жизни - ряд случайностей.
14. статуя обнаженного тела- экстракт близкого, беспространственного, исчерпываемого. Музыка – как аккомпанемент, не полифонична.
15. Одиссей, Антигона - люди ставшие.
16. Пифагор в 54 г. - число как измеримая величина
17. стремление подчинить себе смысл обозримого предела
18. родина - что можно обозреть с высоты кремля родного города. Все остальное враждебное (причина жестокости в разрушении городов)
19. математика - дух служит глазу
Фаустовская душа
1. чистое беспредельное пространство.
2. искусство фуги
3. динамика Галилея
4. великие династии
5. судьба Лира и образ Мадонны. Лир- душевные страдания. Душа.
6. при помощи света и тени . творит пространство.
7. созерцательность, самопознание
8. динамо-машина.
9. анализ (число- отношение), появление неантичного значения точки (перенос в трансцендентальный мир.)
10. появление живописного изображения пейзажа, перспективы.
11. история создается волей человека, судьба творится человеком.
12. драма и развитие характеров.
13. календарь.
14. портрет - человек как центр мира, понимание его исторически, биографически. Психологический анализ.
15. Гамлет, Фауст - в процессе становления.
16. –
17. Декарт, Паскаль, Ферма, Дезарг - бесконечность, число как отношение
-18.
19. дух побеждает глаз. Внутреннее зрение.
В основе античной культуры лежит аполлоновская душа, в основе арабской – магическая душа, в основе западной – фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с победой рационалистической концепцией мира. Такое деление культуры на аполлоновскую душу и фаустовскую мы встречаем также и у А. Лосева.