Культурология: презентации, статьи, таблицы, хрестоматии...

 

  1. Синхронистическая таблица Европейской и Российской истории, науки, культуры.docx (103,7 kB)

  2. Таблица по истории стран Востока.docx (37,9 kB)

  3. «Военный реквием» - изображение трагедии I мировой войны в культуре.pdf (694,1 kB)

  4. Философское осмысление ист-культ наследия.pdf (1,2 MB)

 
Концепция культурной и социальной динамики Питирима Сорокина
Культуру П. Сорокин трактует как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением.
«Культурная интеграция» – та ось, вокруг которой концентрируются все основные свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими, почему они существуют и функционируют именно так, а не иначе;
внутренний аспект культуры относится к сфере внутреннего опыта, существующего в виде либо хаоса бессвязных образов, ощущений, эмоций, либо в виде упорядоченных систем мышления, состоящих из элементов внутреннего опыта – это сфера разума, ценности, смысла – «ментальность культуры» или «культурная ментальность»;
 внешний аспект культуры состоит из объектов чувственного восприятия: предметов, событий, процессов, в которых облекается внутренний опыт. Они являются проявлением ее внутренней стороны.
 
 
Теория социальной и культурной динамики Питирима Сорокина
Реальность: Черты идеациональной культуры Черты чувственной культуры:
природа реальности понимается как невоспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие; считает реальностью только то, что дано органами чувств, она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее; она мыслится как становление, процесс, изменение, течение, прогресс, преобразование;
природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены – цели и потребности в основном духовные; потребности и стремления в основном физические;
степень, в какой эти цели и потребности удовлетворяются – степень их удовлетворения максимальная и на высочайшем уровне; все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.
способ их удовлетворения – способ их удовлетворения или реализации, добровольная минимизация большинства физических потребностей, в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. На базе этого пункта можно выделить аскетический и активный идеационализм. способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. На основе способа реализации можно выделить три типа:
1. активная чувственная культурная ментальность – активное «эпикурейство»;
2. пассивная чувственная ментальность – пассивное «эпикурейство»;
3. циничная чувственная ментальность – циничное «эпикурейство».
Понимание ценностей в культуре: Черты идеациональной культуры: Черты чувственной культуры:
моральные ценности ассоциируются с ценностями абсолютными, вечными и нетленными. Идеациональная система морали отмечена безразличием к внешнему эмпирическому миру, его материальным ценностям – «царство мое не от мире сего»; выбирает и предпочитает чувственные, эмпирические, материальные ценности: эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм. Трансцендентные или сверхчувственные ценности игнорируются и высмеиваются, или упоминаются для укрепления собственных принципов;
эстетические ценности – стиль в искусстве – символический, физические образцы – лишь видимые знаки невидимого мира и внутренних ценностей; искусство должно быть по форме чувственным, «натуралистическим», воспроизведение объектов в форме, которая наилучшим образом имитирует ту, в какой они являются нашим органам чувств;
темы, задачи и цели искусства – служение религии, абсолютистской этике, вечным ценностям; чувственное искусство имеет дело с такими материями, которые способствуют увеличению чувственного счастья человека;
социальные и практические ценности – или безразличие ко всем преходящим и иллюзорным ценностям, или враждебность по отношению к ним как причинам нарушения внутренней гармонии и гибели души. одобрение всего, что увеличивает общую сумму чувственных наслаждений; все, что приводит к контролю человека над природой и другими людьми, служащему средством удовлетворения постоянно растущих потребностей. Денежная стоимость становится средством измерения научных, художественных, моральных и других ценностей.

 

Презентации по истории культуры: